Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

Что такое аффект, или почему мы не всегда можем остановиться.

25.02.2016 в 10:26

"Теории и Практики" продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в неправильном значении. В этом выпуске - какое качество, по мнению Платона, объединяло всех воинов, как эмоции влияют на нашу память и что должно произойти в душе убийцы, чтобы ему смягчили приговор.

Что такое аффект, или почему мы не всегда можем остановиться.
Выражение "Состояние Аффекта" перешло из уголовной и психиатрической практики в нашу повседневную жизнь. Но чем аффект отличается от обычной эмоции и в каких случаях он превращается в патологию? Чтобы правильно использовать этот термин, вспомним его происхождение и историю его трактовок в психологии и философии.

Эмоция - психофизиологический процесс, отражающий бессознательную личную оценку текущей ситуации. Положительные изменения вызывают у нас радость, неприятности - грусть или раздражение, чужая агрессия - гнев или страх. А аффект - это очень интенсивное эмоциональное состояние, которое длится недолго, но вызывает ярко выраженные соматические проявления - изменение пульса и дыхания, спазм периферических кровеносных сосудов, повышенное потоотделение, нарушение координации движений. Само название "Аффект" произошло от латинского слова Affectus, означающего "душевное волнение, страсть".

В зависимости от типа воздействия, аффекты делят на стенические (от древнегреческого? - сила) и астенические (от? - бессилие. Стенические аффекты - гнев, восторг - побуждают к активной деятельности, и способствуют мобилизации сил. А астенические аффекты - тоска, ужас, бессилие - расслабляют или парализуют любую активность. Внимание! Только в том случае, если ситуации, вызывающие аффект, периодически повторяются, напряжение постепенно накапливается, что может впоследствии привести к бурному "Взрыву". Это состояние называется кумулятивным аффектом (не путать с кумулятивным эффектом, который тоже связан с процессом накопления, но касается не только эмоций.

Но состояния аффекта у человека, который со злости дал кулаком по столу, и человека, который убил кого-то в порыве ярости, а теперь не помнит, как это случилось, сильно различаются. Первый вариант - это так называемый физиологический аффект, который естественен для Homo Sapiens и не сопровождается потерей самоконтроля. Обычно мы бьем по столу, потому что понимаем, что это поможет нам выпустить пар - но при определенных условиях могли бы от этого воздержаться. Гораздо опаснее патологический аффект, вызванный нарушением нормального функционирования психики - это кратковременное (до 30-40 минут) психотическое состояние, во время которого сознание помрачается, человек начинает вести себя на "Автопилоте" и уже не может остановиться. Это состояние прекращается так же внезапно, как и началось, а после субъект чувствует резкое истощение, впадает в прострацию и часто не помнит, что с ним происходило в период "Выпадения из Реальности". Все, что было сделано в состоянии аффекта, пациент после часто воспринимает как совершенное кем-то другим. Хорошая киноиллюстрация патологического аффекта - халк: зеленый монстр возникает при определенной степени психологического напряжения у героя, которую можно отследить по физическим показателям.

С юридической точки зрения, доказанный патологический аффект - это смягчающее обстоятельство: согласно ук РФ, максимальное наказание за убийство человека, совершенное в таком состоянии, не превышает трех лет тюремного заключения. А вот физиологический аффект вряд ли разжалобит судью - его принимают в расчет только в "Кумулятивном" случае, когда человек долго терпел противозаконное или аморальное поведение потерпевшего и наконец вышел из себя.

Состоянием аффекта интересовались еще древние греки - например, Платон считал его одним из врожденных душевных начал, включающих также вожделение и разум. Трем частям человеческой души соответствуют три сословия в идеальном государстве: если у человека в характере доминировала склонность к аффектам, ему следовало посвятить себя воинскому делу, доминанта разума формировала сословие правителей - философов, а вожделения - сословие крестьян, ремесленников и торговцев. Так или иначе, аффект считался низшим в сравнении с разумом началом, затуманивающим сознание и потому опасным. Предполагалось, что со страстями стоит бороться с помощью силы воли и аргументов рассудка. Христианская концепция работы над собой также предполагала контроль над эмоциями.

Сдвиг в восприятии этого состояния произошел, когда Декарт, а затем Спиноза заговорили о том, какую роль во время сильных эмоций играет взаимосвязь души и тела. Декарт в своих "Страстях Души" высказал мысль, что интенсивные эмоциональные состояния отражают как психические, так и физиологические процессы, а Спиноза пошел еще дальше, сделав вывод, что повлиять на интенсивные эмоции с помощью чистого разума невозможно - аффект может быть уничтожен только более сильным аффектом. "Истинное Познание Добра и зла, Поскольку оно Истинно, не Может Препятствовать Никакому Аффекту; оно Способно к Этому Лишь Постольку, Поскольку оно Рассматривается как Аффект" - считал философ. Правда, у Спинозы термин "Аффект" имеет более широкое значение и объединяет любые изменения в теле (включая разум), возникшие в результате взаимодействия с окружающим миром.

В конце XIX - начале ХХ века концепция аффекта подверглась еще более серьезной переоценке. Ученые французской социологической школы Эмиль дюркгейм и Марсель мосс выяснили, что влияние общества на восприятие индивидуума напрямую зависит от силы аффектации. А французский антрополог Люсьен Леви - брюль выяснил, что вызывание аффекта имело большое значение в древних ритуалах, вроде инициации и жертвоприношения. Он считал, что первобытное мышление сильно отличалось от современного нам логического мышления тем, что эмоции играли в нем гораздо большую роль.

Аффектами интересовался и Фрейд - он сделал вывод, что подавленные аффекты вызывают психические заболевания: они остаются в подсознании человека и продолжают смутно его тревожить. Иногда они выражаются в физических симптомах - параличах, болях и других непроизвольных ощущениях.

Как говорить.

Неправильно "Ряд Согласованных мер Даст нам Хороший Кумулятивный Аффект".

Правильно - "Кумулятивный Эффект".

Правильно "ты не сможешь принять правильное решение, находясь в состоянии аффекта. Сядь, успокойся и все обдумай".

Правильно "Иногда Аффекты Повышают Продуктивность - Вчера Саша на Радостях Переделал Кучу дел". Текст: Дарья Варламова.