25 цитат Солженицына с простыми и глубокими истинами. 15 пронзительных цитат Солженицына
25 цитат Солженицына с простыми и глубокими истинами. 15 пронзительных цитат Солженицына
Лучшие высказывания и цитаты Александра Солженицына, в которых каждый для себя найдет простые и одновременно важные жизненные истины
Солженицын — великий человек, который отстаивал свой особый взгляд на жизнь. Его взгляды порой радикально расходились с общепринятыми, а конфликты личных убеждений с официальной властью привели его к гонениям, преследованиям и репрессиям. В свой работе « Архипелаг ГУЛАГ », Александр Исаевич написал о самом главном в жизни:
Не гонитесь за призрачным – за имуществом, за званиями: это наживается нервами десятилетий, а конфискуется в одну ночь. Живите с ровным превосходством над жизнью – не пугайтесь беды и не томитесь по счастью. Все равно ведь и горького не до веку и сладкого не дополна. Довольно с вас, если вы не замерзаете и если жажда и голод не рвут вам когтями внутренностей… Если у вас не перешиблен хребет, ходят обе ноги, сгибаются обе руки, видят оба глаза и слышат оба уха – кому вам еще завидовать? Зависть к другим, больше всего съедает нас же.
Протрите глаза, омойте сердце и выше всего оцените тех, кто любит вас и кто к вам расположен. Не обижайте их, не браните. Ни с кем из них не расставайтесь в ссоре. Ведь вы же не знаете, может быть, это ваш последний поступок и таким вы останетесь в их памяти.
Александр Исаевич Солженицын писал о взаимодействии между собой общества, конкретного человека и государства. Он писал искренне и без страха показывая истинные лица спрятанные под масками, указывать на истинные цели и разрушать навязанные обществу мифы.
Клубер собрал несколько высказываний и цитат Александра Солженицына, в которых каждый для себя найдет простые и одновременно важные жизненные истины:
- Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведешь и час, и день, и всю жизнь.
- Когда-нибудь не страшно умереть — страшно умереть вот сейчас.
- Одна большая страсть, занявши раз нашу душу, жестоко измещает все остальное. Двум страстям нет места в нас.
- Тот мудрец, кто доволен и немногим.
- У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей.
- Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для начальника делаешь – дай показуху.
- Никто из людей ничего не знает наперёд. И самая большая беда может постичь человека в наилучшем месте, и самое большое счастье разыщет его – в наидурном.
- Когда нам плохо – мы ведь не стыдимся Бога. Мы стыдимся Его, когда нам хорошо.
- Как ни смеялись бы мы над чудесами, пока сильны, здоровы и благоденствуем, но если жизнь так заклинится, так сплющится, что только чудо может нас спасти, мы в это единственное, исключительное чудо — верим!
- Не бойся пули, которая свистит. Раз ты ее слышишь – значит, она уже не в тебя. Той единственной пули, которая тебя убьет, ты не услышишь.
- Легкие деньги – они и не весят ничего, и чутья такого нет, что вот, мол, ты заработал. Правильно старики говорили: за что не доплатишь, того не доносишь.
- Просто у людей перевернуты представления – что хорошо и что плохо. Жить в пятиэтажной клетке, чтоб над твоей головой стучали и ходили, и радио со всех сторон, – это считается хорошо. А жить трудолюбивым земледельцем в глинобитной хатке на краю степи – это считается крайняя неудача.
- Неограниченная власть в руках ограниченных людей всегда приводит к жестокости.
- Совсем не уровень благополучия делает счастье людей, а отношения сердец и наша точка зрения на нашу жизнь. И то и другое – всегда в нашей власти, а значит, человек всегда счастлив, если он хочет этого, и никто не может ему помешать.
- Сытость совсем не зависит от того, сколько мы едим, а от того, как мы едим! Так и счастье, оно вовсе не зависит от объема внешних благ, которые мы урвали у жизни. Оно зависит только от нашего отношения к ним!
Решетовская о солженицыне. Решетовская, Наталья Алексеевна
Наталья Алексеевна Решетовская | |
---|---|
Дата рождения | 26 февраля 1919 ( 1919-02-26 ) |
Место рождения | Новочеркасск , Область Войска Донского , РСФСР |
Дата смерти | |
Место смерти | Москва , Российская Федерация |
Гражданство (подданство) | |
Род деятельности | писательница |
Дебют | мемуарист, эссеист |
Наталья Алексеевна Решетовская (26 февраля1919— 28 мая2003) — первая жена Александра Исаевича Солженицына , автор мемуарных книг о нём.
Родилась в Новочеркасске . Её отец, Алексей Николаевич, ушёл с Белой Армией, дальнейшая его судьба неизвестна. Мать, Мария Константиновна, была учительницей. В 1926 году семья переехала в Ростов-на-Дону , где Решетовская училась в средней и одновременно в музыкальной школе. В 1936 г. поступила в Ростовский государственный университет на химический факультет.
Осенью 1936 года познакомилась с Солженицыным. 27 апреля 1940 года вышла за него замуж. В 1940 году поступила в аспирантуру сначала Ростовского университета, позже перевелась в аспирантуру химфака МГУ к Н. И. Кобзеву , в 1944 году защитила кандидатскую диссертацию. В мае 1944 года посещала мужа на фронте.
В феврале 1945 Солженицын был арестован. В конце 1948 года фиктивно развелась с ним. В 1949 году возглавила кафедру химии в Рязанском сельскохозяйственном институте . В октябре 1956 года посетила бывшего мужа во Владимирской области, станция Торфопродукт , где он учительствовал в то время. В 1957 году Солженицын переезжает в Рязань, и в том же году они вновь заключили брак.
В августе 1968 года Солженицын познакомился с Натальей Светловой , и у них завязался роман. После этого Решетовская попыталась отравиться, приняв 36 пилюль мединала , однако её спасли. Солженицын стал добиваться развода с Решетовской, который с трудом был получен 22 июля 1972 года.
Писать мемуары Решетовская начала ещё в браке с Солженицыным. В 1996 году была принята в Союз писателей России .
, похоронена в Рязани на Скорбященском кладбище рядом с могилой матери.- ) — Всеволод Сергеевич Сомов(род. 25.09.1947), журналист и писатель, наследник архива.
Последние две книги изданы после кончины Решетовской. В рукописях в её архиве хранятся ещё три книги: «Любовь-калека», «Второе рождение писателя Солженицына», «Солженицын и …». Кроме того, сохранились дневники Решетовской, её переписка с Солженицыным и её статьи и интервью, опубликованные в периодических изданиях России и за рубежом.
Солженицын и хрущев. «Хрущёвское чудо»
1. «Хрущёвское чудо»
«Мои предложения были выдвинуты, разумеется, с весьма малой надеждой, однако же не нулевой. Основание для надежды подаёт, хотя бы „хрущёвское чудо“ 1955–1956 годов — непредсказанное невероятное чудо роспуска миллионов заключённых, соединённое с оборванными начатками человеческого законодательства… Этот порыв деятельности Хрущёва перехлестнул необходимые ему политические шаги, был несомненным сердечным движением…» (6).
Солженицын, видимо, недопонимает причин событий, на которые ссылается. В действительности, с 1952 по 1955 годы, по лагерям прокатилась волна восстаний. Во многих местах шли настоящие сражения, власти пустили в ход танки. Режим не мог больше заставить работать 15 миллионов заключённых, около каждого лагеря следовало держать дивизию солдат; даже Сталин не мог себе позволить такую роскошь. Именно поэтому население Архипелага сократилось к 1957 году примерно в 10 раз. С 1917 по 1957 годы в государстве «рабочих и крестьян» жилищное строительство велось только для класса партийных бюрократов и высшей прослойки угнетателей. Появление на воле 13 миллионов вчерашних заключённых потребовало решить вопрос об их пенсиях и расселении.
Одновременно в своей борьбе за власть Хрущёв был вынужден пойти на частичное разоблачение Сталина. Каждый шаг Хрущёва зависел от разных обстоятельств; в первую очередь, от грозного давления миллионов после смерти Сталина на «вождей». В личной борьбе за власть Хрущёв обязан был считаться с требованиями класса партийных бюрократов. Таким образом, весь агитационный шум о либерализме Хрущёва построен на обмане.
«Несомненное сердечное движение» Хрущёва вылилось в яростные гонения на религию. Именно в его правление было закрыто более 10 000 церквей и почти все монастыри. Церковь была взорвана изнутри введением «двадцаток»: двадцать светских представителей назначались отныне государством для управления приходом.
«Сердечный» Хрущёв повелел вырезать всех коров, принадлежащих населению в пригородах. В колхозах и совхозах он резко сократил индивидуальные пастбища, а тем самым заготовки сена на зиму и вынудил колхозников тоже резать скот, который теперь нечем было кормить. По велению сердца он катастрофически сократил приусадебные участки колхозников и замучил их бессмысленными посадками кукурузы. Правда, народ не остался в долгу и окрестил его «кукурузником».
Преступления Хрущёва перед народом на этом не остановились. Он наложил огромную контрибуцию на колхозы, обязав их оплатить стоимость сельскохозяйственных машин в машинно-тракторных станциях. Авантюрой было призвать к освоению целинных земель в Казахстане, вместо того, чтобы прежде всего использовать пустующую под боком землю. Хрущёв прекратил выплату по займам и, уничтожив саму надежду на погашение облигаций, ограбил население на астрономическую сумму. Это он провёл тяжёлую для населения денежную реформу, вызвавшую резкое повышение цен на предметы первой необходимости. Начавшееся народное возмущение в Новочеркасске, Темир-Тау, Караганде, Якутске и других городах было потоплено в крови.
Закон Хрущёва о «тунеядцах» позволил устроить расправу над неугодными режиму людьми свободных профессий — писателями, поэтами, художниками, не принятыми в официальные ассоциации: их выселяли из городов в особые лагеря.
По указу Хрущёва государство отобрало множество домов у частных застройщиков, требуя у них задним числом квитанции на использованные строительные материалы.
Народные деньги щедро пошли на содержание 108 совнархозов, удвоенное число областных комитетов партии и политотделов. Миллиарды выбрасывались на организацию международных авантюр на Кубе, в Индонезии, в Китае.
Законы против заключённых Хрущёва были гораздо хуже сталинских. Статья 77-1 дала права лагерному начальству производить расстрелы заключённых за такие преступления, как, например, надпись на лбу («раб Хрущёва», «раб КПСС») и за избиение доносчиков, которым были даны невиданные права. Режим голода, холода, истязаний в тюрьмах был узаконен Хрущёвым. Именно он ввёл массовое насильственное помещение несогласных с режимом в психиатрические застенки.
Новатор Хрущёв активно поддерживал чудовищное невежество Лысенко, изгнавшего генетику из биологии, и одновременно этот «вождь» решил закрыть Академию Наук.
Вот почему народ ненавидит Хрущёва никак не меньше, чем Сталина. На Западе не случайно распространяется мнение о либеральной эре Хрущёва, который покончил со сталинизмом.
Но искусственно создаваемые заблуждения западных людей не простительны тому, кто испытал на себе советский режим.