Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

Основные положения гуманистической психологии. Анализ ведущих положений гуманистической психологии

22.10.2019 в 05:00

Основные положения гуманистической психологии. Анализ ведущих положений гуманистической психологии

Гуманистическая психология - Направление в психологии, в котором в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Представители: А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Ф. Бэррон, Р. Мэй, С. Джурард.

Предмет изучения: 1) Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации». 2) Осуществление самого себя. 3) Сознание собственного достоинства. 4) Социальные потребности. 5)Потребности в надежности. 6) Этапы деградации личности. 7) Поиск смысла жизни. 8) Физиологические основные потребности. 9)Непригодность исследования животных для понимания человека.

Фундаментальную роль в развитии психологии личности сыграли гуманистические теории А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла. Они почти не используют непосредственно понятие «функция личности», но фактически в их работах идет речь о важнейших функциональных предназначениях личности: в создании средств психологической безопасности человека, в идентификации с определенной группой, в близких смысловых отношениях с другой личностью, в завоевании социального признания и поддержании внутреннего статуса самоуважения, в поиске истины и жизненного смысла, в реализации нравственно-эстетических идеалов добра и красоты, здесь фактически речь идет о функции удержания жизнедеятельности человека на определенном уровне духовности, в обеспечении целостности жизнедеятельности и уникальности существования индивида, в глубинном осмыслении бытия и своего места в нем, в оценке своих достижений, которая бы соответствовала представлению о ценности собственного «Я», в прояснении жизненной ситуации и сложившихся в ней приоритетов, в автономности бытия и свободе, в богатстве переживаний. Из этого видно что гуманистическая ориентация А.Маслоу, К.Роджерса, В.Франкла ярко выражена, т.к. гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения, что и прослеживается в их работах.

Гуманистическая психология личности. Гуманистическая психология и психологическая структура личности

В гуманистической психологии также нет единого мнения по вопросу психологической структуры личности. Так, Г. Олпорт в ядро личности поместил мотивы. Для характеристики личности ввел понятие «проприум» (лат. proprium - свойственный, присущий), своеобразный эквивалент Понятия «самости». Проприум отражает возможности индивида к размышлению, рассуждению, познанию, оцениванию, самоидентификации, постановке и достижению целей. Развитие личности может происходить только через воздействие социального окружения на проприум.

Личности принадлежат уникальные, присущие только ей черты из всего мыслимого их набора. Олпорт выделял в личности три типа черт:
- фундаментальные, проявляющиеся в повседневной жизнедеятельности индивида;
- центральные, обусловливающие ведущие типы поведения индивида;
- вторичные, проявляющиеся изредка.

Абрахам Маслоу ядром личности считал врожденную потребность человека в самоактуализации, саморазвитии, реализации своего потенциала с опорой на собственные силы. Личность - это тот внутренний мир, который формируется через самоактуализацию. Однако этот высший уровень развития личности может быть достигнут лишь при удовлетворении потребностей более низкого уровня. В этой связи он ввел «лестницу» потребностей, упорядоченных по значимости для жизнедеятельности человека (физиологические, безопасности, чувства общности, уважения, актуализации).

К. Роджерс утверждал, что личность есть то, что человек о себе думает на основе сознательных оценок текущих событий в его жизни. Он также видел в самоактуализации ведущий мотив жизнедеятельности человека. В отличие от взгляда Маслоу на самоактуализацию как на факт достижения индивидом высшего уровня психического развития Роджерс рассматривает ее как процесс непрерывного пожизненного формирования индивидом самого себя. Для развития личности ребенка требуется «позитивное внимание» - достаточно полное удовлетворение потребностей ребенка в любви и ласке без всяких на то условий.

Один из представителей гуманистической психологии, Р. Мэй (США), отдает приоритет таким слагаемым личности, как:
- свобода (условие существования личности, наличие творческих возможностей, способность разорвать цепь стимулов и реакций на них, которым подчиняются животные);
- индивидуальность (знание самого себя, умение быть самим собой, играть свою собственную роль в жизни);
- социальная интегрированность (умение приспособиться к обществу, ладить с окружающими людьми, подавлять некоторые проявления своей индивидуальности).

Гуманистическая психотерапия. Глав. Основные направления и методы психотерапии.

Альтернативная психотерапия.

. . .

Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии.

Одно из трех основных направлений современной психотерапии, к которым причисляют также динамическое и поведенческое (Парлофф, Карасу). К нему относят прежде всего экзистенциальную психотерапию, дазайнанализ, логотерапию, клиент-центрированную психотерапию, гештальт-терапию.

При рассмотрении природы человека и его болезней представители этого направления подвергают критике классический психоаналитический подход и его отношение к этике человека - его желаниям, выбору и отношению к другим. Через психоаналитическую практику и придание особого значения техническим приемам человек становится обезличенным, изолированным, управляемым, доступным анализу и расчету, а потому униженным. Гуманистическая концепция возвеличивает человека с целью нивелировки его отчуждения, поощряет максимально полное исследование уникальности и универсальности его природы. В этом ее трансцендентальная сущность. Говоря словами Франкла, "человек по своей сути стремится найти цель и осуществить свое предназначение в жизни". Такой подход включает как трансперсональное, так и интраперсональное измерение. Согласно Арендсен-Хейн "интраперсональное относится к уровню Я … где главным является раскрытие человеческой индивидуальности, эмоционального состояния и их представительства в физическом теле; трансперсонально ориентировано на максимальную реальность … единство человека, универсальный или космический план, в котором человек переживает переход границ его Я в универсальное сознание". Представители гуманистического направления в психотерапии склонны видеть человека существом прирожденно активным, борющимся, самоутверждающимся, повышающим свои возможности, с почти безграничной способностью к позитивному росту. Поэтому усилия психотерапевта направлены на личностный рост пациента, а не просто на лечение болезни. Терапевтической целью является достижение максимальной осведомленности или более высокого состояния сознания, при котором, согласно Мэю, "быть осведомленным о своем предназначении в мире в то же самое время означает быть предназначенным для этого". Представители этого направления используют такие широкие понятия, как самоопределение, творчество, подлинность и методологию, стремящуюся к максимальной интеграции ума, тела и души человека при отсутствии или нарушении его целостности. Патология понимается как уменьшение возможностей для самовыражения, как результат блокирования, подавления внутренних переживаний или потери соответствия им. Невротическая личность рассматривается как страдающая от подавления и фрагментации, а невроз - как основной, универсальный, приводящий к отчаянию результат отчуждения индивидуума от себя, своего общества (или мира). По Маслоу, патология - это ослабление человека, потеря или пока еще неосуществленность человеческих возможностей. Таким образом, болезнь, включающая все обычные психиатрические понятия, и здоровье располагаются на континууме: кем человек стремится быть - кем он может стать.