Смысл жизни Франкл. Смысл жизни и смерти по Виктору франклу.
- Смысл жизни Франкл. Смысл жизни и смерти по Виктору франклу.
- Виктор Франкл о смысле жизни. Смысл жизни человека
- Франкл о смысле жизни. «Что же касается самопознания, необходимо остерегаться его гипертрофии, чтобы оно не вырождалось в упражнение в гиперрефлексии»
- Видео Смысл жизни в 5 минутах - "Человек в поисках смысла" - Виктор
- Человек в поисках смысла цитаты. Главные цитаты из книги Виктора Франкла "Человек в поисках смысла"
- Виктор Франкл логотерапия. Виктор Эмиль Франкл: создатель логотерапии
- Смысл жизни Франкл. Индивидуальный смысл жизни
Смысл жизни Франкл. Смысл жизни и смерти по Виктору франклу.
Мы обязаны использовать отведенное нам время максимально.
Виктор франкл считал, что у смерти есть смысл.
Внимание! Только в том случае, если бы мы были бессмертны, то могли бы спокойно откладывать свои дела сколь угодно долго.
К сожалению, многие люди, особенно невротики, ведут себя, как бессмертные боги, откладывая свои дела. Однако перед лицом смерти мы обязаны использовать отведенное нам время максимально. Только тогда жизнь смысл приобретает.
Франкл считал, что в основе смысла человеческой жизни лежит принцип необратимости существования и именно эту мысль следует доводить до больных, чтобы они брали на себя ответственность за свою жизнь.
В общем виде ведущий принцип экзистенциального анализа франкла можно сформулировать следующим образом: к любой ситуации следует подходить так, как будто живешь во второй раз и в прошлой жизни уже сделал ошибку, подобную той, которую сейчас пытаешься совершить. Представьте себя в такой ситуации, и вы немедленно осознаете всю глубину ответственности, которую несете в любой момент своей жизни.
Вначале жизнь представляет собой нетронутый "Материал", но вот она разворачивается, и "материала" становится все меньше и меньше. Он в "Одежду превращается". Это наши поступки, переживания, опыт - все то, что мы накопили на жизненном пути. А если ничего этого нет, то "Материал" пропал безвозвратно - ушел на тряпки.
Франкл еще одну аналогию проводил. Так, по его мнению, человек словно скульптор своими руками ваяет свою жизнь. Поэтому и поступать следует так, как поступает скульптор. Ведь мастер старается еще в камне увидеть то, что из него можно сделать так, чтобы было меньше отходов. В работе по созданию своей жизни человек не должен останавливаться, поскольку не знает, сколько времени ему отпущено. Ни торопиться, ни простаивать не стоит. Неважно, если работа не завершена. Она важно какого качества.
Жизнь, по франклу, имеет смысл, независимо от того, длинна она или коротка, воспроизводит себя или нет. Таким образом, если бы жизнь бездетной женщины была абсолютно бессмысленной только потому, что у нее нет детей, это значило бы, что человечество живет для детей, и единственным смыслом жизни человека является воспроизведение себе подобных. Тогда получается, что каждое поколение передает проблему следующему, так и не разрешив ее.
Видеть в материнстве единственный смысл жизни женщины - значит бросать тень не только на жизнь женщин, не имеющих детей, но и на жизнь женщины - матери, низводя ее до уровня самки.
Удовлетворение сексуальных потребностей и биологическое воспроизводство - это два не самых важных аспекта брака. Франкл считал более важным "Духовный Фактор" - то, что мы называем любовью.
Франкл предупреждал нас, чтобы мы не стремились стать идеальными. Только в том случае, если бы все люди были идеальными, то каждого можно было бы заменить другим. Именно из нашего несовершенства вытекает незаменимость и невоспроизводимость каждого индивида, поскольку каждый из нас несовершенен на свой манер.
Чем более специфичен человек, тем менее он похож на других, тем менее он соответствует норме.
Мы - стадные животные. С этим ничего поделать нельзя. Поэтому франкл отмечает, что в каждом из нас есть чувство стадности. Но у человека имеются задачи, выходящие за пределы чувства стадности. Личности необходимо сообщество, ибо лишь в нем жизнь приобретает смысл. Но и сообщество не может обойтись без отдельных личностей.
Франкл считает, что там, где не признается индивидуальность, нет сообщества, там - толпа, стадо. Толпа не терпит идивидуальности. Толпу он сравнивает с булыжной мостовой, а истинное сообщество с мозаичным рисунком. В булыжной мостовой один камень можно заменить другим; в мозаике каждый фрагмент незаменим. И если он выпадает, приходится перестраивать весь рисунок. Вот почему потеря личности для сообщества невосполнима. Сообщество подчеркивает индивидуальность ее членов, а толпа эту индивидуальность подавляет, ограничивая свободу личности ради равенства и подменяя братство стадным инстинктом.
Человек представляет собою нечто, завершенное в себе - его нельзя ни разделить, ни сложить с другими предметами. Его нельзя вводить составляющим элементом ни в какую систему высшего порядка, ведь при этом он теряет особое качество - чувство достоинства. Человек должен жить по формуле: быть - значит отличаться. Существование человека как личности означает абсолютную непохожесть его на других.
Толпа как таковая не имеет сознания и ответственности. Скрываясь и растворяясь в толпе, человек утрачивает важнейшее из присущих ему качеств - ответственность. Бегство "в Толпу" - это освобождение от бремени собственной ответственности. Как только кто-нибудь начинает вести себя как частица "Высшего Целого", он начинает получать истинное наслаждение от того, что удалось сбросить с себя бремя собственной ответственности. Эта тенденция к избеганию бремени ответственности оказывается мотивом для любых форм коллективизма.
Истинное сообщество - это сообщество ответственных личностей; толпа же - это просто множество обезличенных существ.
Работы франкла проникнуты уважением к человеку, к личности. Он заметил, что, когда дело доходит до оценки человеческих поступков, коллективизм приводит к нелепым заблуждениям. Вместо личной ответственности формируются конформность и уважение к социальным нормам. Индивид как усредненный тип предстает.
Но человек не машина, и оценка по типу ему не проходит. Чем более стандартизирована машина, тем она лучше; но чем больше стандартизирована личность, тем больше она растворяется в своем классе, национальности или характерологическом типе. Чем больше человек соответствует стандартному среднему, тем ниже он находится в нравственном отношении.
В нравственном плане идея коллективизма приводит к понятию коллективной вины: с людей спрашивают за то, за что они ответственности не несут. Тот, кто судит их, ответственности за приговор не несет.
Франкл считал, что у человека всегда есть возможность выбора, и он должен нести за него ответственность. Невротик сам себе не дает реализовывать собственные возможности, он сам себе мешает стать таким, каким он может быть. В результате он сам свою жизнь искажает. Быть человеком - это значит не только не походить на других, но также уметь становиться непохожим на себя, т. е. уметь изменяться.
Невротик, вспоминая свои неудачи, заключает, что его неудачная судьба определяет все его будущие ошибки. На самом деле ошибки должны служить плодотворным материалом для формирования лучшего будущего; из собственных промахов следует извлекать уроки. Никогда не поздно учиться, но и никогда не рано: учиться всегда самое время, чему бы мы ни учились. Иначе мы можем уподобиться пьянице, которого убеждали бросить пить.
- теперь уже поздно, - отвечал он.
- но ведь это никогда не поздно! - продолжали убеждать его.
- в таком случае я обязательно брошу, но как-нибудь потом.
Интересны взгляды франкла на судьбу. По его мнению, судьба, как и все свершившееся, должна всегда выступать стимулом к новым сознательным и ответственным действиям. Становясь прошедшим, наши реализованные возможности никогда не исчезнут бесследно. Действительность спасается от исчезновения, становясь прошлым. Момент превращается в вечность, если возможности, скрытые в нем, превращаются в реальность. Прошлое - великолепный склад, где сделанное хранится "Навсегда". Тогда смерть не страшна.
Наше "Я" энергию в инстинктах черпает. Наши страсти это ветер, который дует, куда ему вздумается, а наше "Я" должно управлять парусами судьбы, чтобы плыть туда, куда нам надо. Хороший моряк может плыть и против ветра. А куда плыть? Вот для этого и нужен смысл жизни.
Изначальное слабоволие - это глупая выдумка. Слабовольным становится тот, у кого нет цели и кто не умеет принимать решений. Невротик каждый раз прогнозирует неудачу, поэтому ничего и не добивается. Он не хочет разрушать собственные ожидания.
Нередко и у врачей существует терапевтический нигилизм.
Франкл считает, что человек остается слабовольным до тех пор, пока он хочет оставаться слабовольным. Поэтому даже в депрессии незачем поддаваться психологической судьбе. Человек должен помнить, что солнце существует даже тогда, когда небо затянуто тучами. Нельзя оправдываться неправильным воспитанием, как это делают многие невротики. Последствия неправильного воспитания следует исправлять сознательными усилиями.
Франкл советует психотерапевтам руководствоваться следующими словами Гете:
"Если мы принимаем людей такими, какие они есть, мы делаем их хуже. В случае если мы относимся к ним так, как будто они уже таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать".
Вот почему к детям следует относиться так, как мы относимся к взрослым.
Франкл рекомендует не придавать значения приступам болезни. Тогда от них легче оправиться. Хорош и совет Ницше относиться к болезни, как к надоедливой собаке. Когда перестаешь на нее обращать внимание, она перестает кусаться. Михаил литвак.
Виктор Франкл о смысле жизни. Смысл жизни человека
В чём смысл жизни человека ?Психологи и психотерапевты обычно не задаются таким вопросом, о смысле жизни.Но Виктор Франкл не просто такой вопрос задавал, но и, отвечая на него, давал советы многим, как на самом деле жить легче, осмысленнее и ближе к самому себе.
Общепринята фраза: «смысл жизни в самой жизни». Обычно с этим все соглашаются.И это верно, жизнь сама распорядится, что для неё важно, что не очень.Выдвигается и такой тезис: «Познать себя – главный смысл».Трудно с этим не согласиться. Я в свою очередь в основном к этому и призываю.Но…Мы живём во «внешней» жизни. Нам совершенно небезразличны наши проявления в этой жизни. Пока мы живы, мы будем «поверхностны», обращать внимание на окружающих нас людей, на происходящие события. На намёки и нюансы, домыслы и выдумки. Жизнь во всей её неприкрашенности и непосредственности, нам интересна!Но наиболее интересно нам то, какое значение мы в этой жизни имеем.Что для нас важно, что больше привлекает, что меньше, есть ли в этой жизни наше место?И не просто такое, как и у многих, а именно наше, где наше содержание, наш смысл?Делить жизнь на «внутреннюю» и «внешнюю» — большая условность.Внутреннее без внешнего не существует, это диалектические категории. Разве бывает содержание без формы?Можно ли стремиться к некой внутренней сути без того, чтобы зримо, оформлено и осознанно проявлять её в жизни?Йоги отъединяются от жизни, нечто подобное и у тибетских монахов, дзэн-буддистов.А нам куда? За какие стены прятаться, чтобы обрести единение с собой?А, по-видимому, никуда. Нам в этой жизни жить! И помимо самого важного: близости к самому себе, единение с самим собой, просто необходимо иметь смысл «вовне», реализацию себя в этой жизни!Виктор Франкл автор логотерапии и. Я уже об этом писал и не раз.Грубо говоря, логотерапия – это терапия смысла жизни! Парадоксальная интенция – желайте того, чего вы боитесь, и страх пройдёт! «Если страх превращает пугающие мысли в реальность, то слишком сильное желание мешает получить желаемое». (Франкл)Или ещё цитата: «Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах».А Франклу можно верить, он прошёл нацистские концлагеря. И там свой смысл жизни видел в том, чтобы помочь выжить другим. Выжить духом. Выжить, обретя смысл жить.
Если интересны афоризмы Франкла, то почитать можно.«Живи так, как если бы жил во второй раз, и в первый раз уже поступил так неправильно, как собираешься поступить сейчас!»Как понять эти слова В. Франкла?Я понимаю так: необходимо перестать бояться ошибиться, ошибки неизбежны и полезны, во всяком случае, не так страшны, как нам кажется. Перестать бояться, начать жить, увидеть смысл в жизни!
Виктор Франкл знаменитая речь 1972 года.
А также скачать пять книг Франкла в формате RTF.
В чём смысл жизни? У каждого свой смысл. И очень интересно пишет об
этом В. Франкл.
Франкл о смысле жизни. «Что же касается самопознания, необходимо остерегаться его гипертрофии, чтобы оно не вырождалось в упражнение в гиперрефлексии»
Эти личные воспоминания демонстрируют, что я пониманию под самотрансценденцией: фундаментально-антропологический феномен, заключающийся в том, что человеческое бытие всегда распространяется за собственные пределы на что-то, чем само не является; на что-то — или на кого-то; на смысл, который кажется достойным осуществления, либо на человека, которому ты предан в своей любви; ведь лишь в служении делу или в любви к другому человеку мы только и становимся людьми и в полной мере реализуем себя. Итак, самореализация может быть достигнута не напрямую, а только окольным путем. Сначала должна быть причина, в качестве следствия которой и происходит такая самореализация. Одним словом, самореализации нельзя достичь, она должна последовать. Однако если она является следствием реализации смысла, то можно также понять, что во времена, когда значительная часть человеческой популяции не способна найти в своей жизни какой-либо смысл, «окольный путь» больше не прокладывается, а подыскивается маршрут покороче. Такие люди напоминают бумеранги: несмотря на распространенный миф о том, что бумеранг всегда возвращается к охотнику после броска, на самом деле это происходит, лишь если бумеранг не попадет в цель, то есть не свалит добычу. Аналогично обстоит дело с самореализацией: особенно пекутся о ней люди, которые, испытав фрустрацию при поиске смысла, возвращаются сами к себе, замыкаются на себя, сами себя «рефлексируют», но в данном случае не только форсируют самонаблюдение, но и усиленно преследуют самореализацию, а поскольку именно такая форсированная интенция отличается выраженной контрпродуктивностью, эти люди рано или поздно неизбежно терпят неудачу.
Видео Смысл жизни в 5 минутах - "Человек в поисках смысла" - Виктор
Человек в поисках смысла цитаты. Главные цитаты из книги Виктора Франкла "Человек в поисках смысла"
1. Счастье подобно бабочке-чем больше его ловишь, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придёт и тихонько сядет к вам на плечо.
2. Не ставьте себе целью успех - чем больше вы будете стремиться к нему, сделав его своей целью, тем
вернее вы его упустите. За успехом, как и за счастьем, нельзя гнаться; он должен получиться - и получается - как неожиданный побочный эффект личной преданности большому делу, или как побочный результат любви и преданности другому человеку. Счастье должно возникнуть само собой, как и успех; вы должны дать ему возникнуть, но не заботиться о нем…вы доживете до того, чтоб увидеть, как через долгое время - долгое время, я сказал! - успех придет, и именно потому, что вы забыли о нем думать!
3. Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни.
4. Смысл должен быть найден, но не может быть создан.
5. Если бы все люди были идеальны, тогда каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим.
6. Человеческая свобода-это не "свобода от", а "свобода для"-свобода для того, чтобы принимать ответственность.
7. Даже в самой радикальной форме бегства от ответственности - в бегстве от самой жизни путем самоубийства - человек не может убежать от собственного чувства ответственности.
8. Но мне стало ясно (теперь-то я хорошо понимаю эту истину): любовь гораздо шире физической личности любимого человека. Она сосредоточена на духовном существовании любимого, его внутренней сущности. Присутствует ли он тут физически, и даже жив он или нет, в каком-то смысле теряет значение.
9. Жизнь всегда тем более осмысленна, чем труднее она дается.
10. Как человеку разобраться, каким он должен быть в отличие от того, какой он есть,-лучше всего на этот вопрос ответил Гёте: "Как нам познать себя? Размышляя- никогда, но действуя. Старайтесь исполнять свой долг, и вскоре вы узнаете, что же есть вы. А что же тогда является вашим долгом? Требования каждого дня".
Виктор Франкл логотерапия. Виктор Эмиль Франкл: создатель логотерапии
Франкл - фигура довольно известная в психотерапии. Он являлся талантливым неврологом, психиатром и психологом. Вся жизнь этого человека была посвящена науке, а последние годы его ум целиком и полностью занимала логотерапия.
Франкл родился в начале двадцатого века в Вене. Он очень рано проявил интерес к психиатрии, специализировался в области депрессий и самоубийств. До Второй мировой войны Франкл возглавлял крупный медицинский центр в Вене по предотвращению самоубийств. Уже тогда он начал отходить от мировоззрений Фрейда и Адлера, которые оказали на него большое влияние в начале своей карьеры.
В 1942 году вся семья Франкла из-за еврейских корней попала в концентрационный лагерь. Здесь он провел три года своей жизни и лишился практически всех близких кроме сестры. Но именно в эти годы родилась и была опробована логотерапия. Франкл был членом тайного общества, которое оказывало заключенным психологическую помощь. Он работал с состоянием первого шока, суицидальными наклонностями, истериками и людьми, страдающими эпилепсией. Эта помощь спасла немало человеческих жизней и поддерживала самого Франкла, который чувствовал себя нужным и необходимым.
В послевоенные годы жизнь психиатра сложилась более, чем удачно. Он повторно женился, занимался любимым делом. За несколько лет психотерапия пережила существенный скачок в развитии, и причиной послужил именно Франкл. Основные понятия логотерапии он изложил в нескольких научных книгах и успешно применял на практике. Умер талантливый врач двадцать лет назад в возрасте девяносто двух лет.
Смысл жизни Франкл. Индивидуальный смысл жизни
Ответьте себе на вопрос: «Почему вас не посещают мысли о самоубийстве?», и вы определитесь со смыслом своего бытия.
Виктор Франкл уверен: в жизни любого человека присутствует некий сверхсмысл, но постичь его ему не дано, как отдельной ветви дерева не дано постичь конечного смысла существования дерева. Уверенность в существовании этого смысла делает человека более жизнеспособным, а его жизнь – оправданной и значимой, поскольку наделяет высшей логикой любую жизненную драму. Смысл не только ведёт человека по тропинкам жизни, но и поддерживает в самых трудных ситуациях, помогая отыскивать скрытые ресурсы воли и психики, необходимые для нахождения выхода.
Человек – «животное общественное», и в каждом живет древний инстинкт стадности. Но все мы имеем задачу, лежащую за пределами ограничений социума. Возможности для развития личности предоставляет сообщество, но и оно же опирается на отдельные личности. По убеждению Франкла, сообщество прекращается там, где отрицается индивидуальность. Тогда оно ничем не отличается от стада и толпы. В то время как социум, ориентированный на отдельные личности, можно сравнить с чудесным мозаичным рисунком. В первом случае каждый из булыжников легко заменяется другим, во втором – каждый отдельный элемент мозаики по своему уникален. Поэтому, если выпадет один – менять придётся весь рисунок. Потерю одной личности сообщество рассматривает как невосполнимое, а толпа подавляет любую индивидуальность в пользу равенства.
Живя в социуме, человек, как нечто завершённое в самом себе, не может признаваться составляющим элементом любой системы высшего порядка, поскольку это означало бы для него потерю достоинства. Человек живёт в соответствии с принципом: «Быть – значит отличаться». И Франкл пытается уберечь нас от стремления стать совершенными. Если бы это было возможно, то любого из нас было бы легко заменить на кого-то другого. Существование человека как личности предполагает его полную непохожесть на других, наделяя нашу жизнь индивидуальным смыслом.
Человеку, обладающему ценностями, легче принимать решения в типичных ситуациях. В случае, если он реализует лишь ценности, предлагаемые обществом - необходимость в принятии решений и ответственности полностью нивелируется. Человек превращается в верблюда, «несущего ценности». За избавление от ответственности и необходимости думать человек расплачивается свободой принимать решения в соответствии со своими уникальными убеждениями.
То, что делает нас несовершенными – делает нас незаменимыми и неповторимыми, ведь каждый из нас несовершенен по-своему.
Сливаясь с толпой, человек может попрощаться с одним из своих важнейших качеств – способностью брать ответственность. Как отметил Франкл, когда кто-нибудь признаёт и ведёт себя «частичкой высшего целого», он привыкает к умиротворяющему и комфортному состоянию отсутствия ответственности. И очень скоро социальные нормы и комфорт этого состояния полностью вытесняют личную ответственность – главную привилегию, дающую человеку право считать себя таковым.