Духовная зрелость. Признаки духовной зрелости.
- Духовная зрелость. Признаки духовной зрелости.
- Духовная зрелость человека. Признаки духовно зрелого человека
- Духовная зрелость в православии. Признаки духовной зрелости на пути внутреннего развития
- Видео Джойс Майер Духовная зрелость, ч 1
- Духовная зрелость христианина. Идея духовного роста
- Духовная зрелость: признаки духовности
- Духовная зрелость христианина. Что такое духовная зрелость христианина
- Духовная зрелость и ответственность
Духовная зрелость. Признаки духовной зрелости.
"Когда человек достигает зрелости в духовной жизни, он относится более спокойно к парадоксу, более правильно понимает неопределённости жизни, её многие уровни и глубинные конфликты. В полноте его сердца развивается ощущение жизненной иронии, метафоры и юмора, способность охватить целое с его красотой и оскорбительностью".
Созревший плод естественно падает с дерева. После надлежащего периода духовной жизни сердце, подобно плоду, начинает созревать и приобретать сладость. Наша практика переходит из состояния грубой зелёной поросли исканий, развития и улучшения самих себя - к спокойному пребыванию в тайне. Она от опоры на форму к пребыванию в сердце переходит.
Одна молодая женщина, которая в ранние годы своей практики вела борьбу в столкновении с семейными трудностями и с фундаменталистской церковью, к которой принадлежали родители, писала: "Родители Ненавидят Меня, Когда я Бываю Буддисткой, но они Любят Меня, Когда я Бываю Буддой".
Достичь духовной зрелости - значит освободиться от неподвижных и идеалистических способов бытия и открыть в своей жизни гибкость и радость. По мере развития духовной зрелости сердце приобретает доброту. Лёгкость и сострадание становятся нашим естественным движением. Даос Лао - цзы воспел этот дух, когда писал:
"Женщина, сосредоточенная в дао, может без опасений идти куда пожелает. Она постигает вселенскую гармонию даже среди великой боли, так как нашла мир в своём сердце".
Когда в 60-70-е годы восточная духовность приобрела популярность в Америке, её первоначальная практика была идеалистической и романтической: люди пытались воспользоваться этой духовностью, чтобы "Подняться Выше" и пережить необычные состояния сознания. Существовала Вера в совершенных гуру, в полные и чудесные учения, которые, если им следовать, приведут нас к полному просветлению и изменят мир. Таковы были те качества подражательности и поглощённости собой, которые чогьям трунгпа назвал "Духовным Материализмом". Благодаря выполнению ритуалов, благодаря одеяниям и философии духовных традиций люди пытались убежать от своей обыденной жизни и стать более духовными существами.
Через несколько лет большинству людей стало ясно, что пребывание наверху не будет длиться вечно, что духовность заключается не в том, чтобы оставить свою жизнь и обрести существование на более высоком плане, наполненном светом. Мы обнаружили, что преобразование сознания требует гораздо большей практики и дисциплины, чем мы сначала предполагали. Мы начали видеть, что духовный путь требует от нас больше того, что, по-видимому, предлагает. Люди начали пробуждаться от романтических видений практики - и поняли, что духовность требует честного и смелого взгляда, прозрения в глубину ситуаций нашей реальной жизни, в глубину ситуаций семьи, из которой мы происходим, требует взгляда на то место, которое мы занимаем в окружающем нас обществе. Индивидуально и в сообществах, благодаря возрастающей мудрости и переживанию освобождения от иллюзий, мы начинаем отбрасывать идеалистическое понимание духовной жизни и духовного сообщества как средства уйти от мира или спасти себя.
Для многих из нас этот переход стал основой для более глубоко интегрированной и более разумной духовной работы, в которую включены правильные взаимоотношения, правильные средства к существованию, правильная речь и этические измерения духовной жизни. Эта работа потребовала окончания разделения на категории, понимания того факта, что всё, что мы стараемся оттолкнуть в тень или чего хотим избежать, следует в конечном счёте включить в свою духовную жизнь, и ничего нельзя оставить позади. Духовность стала более вопросом о том, кто мы таковы, нежели о том, какому идеалу следуем. Духовность изменила наше направление - вместо того, чтобы идти в Индию, в тибет или в мачу пикчу, мы приходим домой.
Духовность подобного рода полна радости и целостности; она и ординарна, и пробуждена. Эта духовность разрешает нам пребывать в самом чуде жизни. Такая зрелая духовность позволяет просвечивать сквозь нас свету божественного. Бросим взгляд на качества духовной зрелости.
1. отсутствие идеализма.
Зрелое сердце не стремится к совершенству; оно пребывает в сострадании нашего существа вместо того, чтобы пребывать в идеалах ума. Духовность, лишённая идеализма, не стремится к совершенному миру, не стремится совершенствовать себя, своё тело, свою личность. Она не романтична, не мечтает об учителях или о просветлении, основанном на образах огромной чистоты некоторого потустороннего бытия. Таким образом, она не добивается какого-то приобретения или особого достижения в духовной жизни - она стремится только любить и быть свободной.
Разочарование в поисках совершенства рассказом о мулле Насреддине иллюстрируется. Однажды он повстречался на рынке со своим старым другом, который вот-вот должен был жениться. Друг спросил муллу, думал ли он когда-нибудь о браке. Насреддин отвечал, что много лет назад он собирался жениться и принялся разыскивать совершенную женщину. Сначала он отправился в Дамаск, где нашёл женщину, обладавшую совершенной грацией и красотой; но у неё обнаружились недостатки в духовной области. Затем путешествие привело его ещё дальше, в исфаган, где он встретил женщину глубокой духовности, однако вполне приспособленную к этому миру и красивую; но, к несчастью, они не нашли общего языка друг с другом. Наконец я нашёл её в Каире, - продолжал он. Это была идеальная женщина - духовная, грациозная и красивая; она легко чувствовала себя в этом мире, она была совершенной во всех отношениях". Ну и что? - Спросил друг. Ты на ней женился? Нет, - отвечал мулла. К несчастью, она искала совершенного мужчину".
Зрелая духовность не основана на искании совершенства, на достижении некоторого воображаемого чувства чистоты. Она основана просто на способности освобождаться и любить, раскрыть сердце всему, что есть. Без идеалов сердце способно превратить встречающиеся страдания и несовершенства в путь сострадания. В этой свободной от идеализма практике божественное может сиять даже в поступках неведенья и страха, призывая нас удивляться всему, что есть, и его тайне. В этом нет осуждения, нет порицания, потому что мы не стремимся совершенствовать мир, а стараемся совершенствовать свою любовь к тому, что есть на этой земле.
2. второе качество зрелой духовности - это доброта.
Она основана на фундаментальном понятии признания себя, а не на понятиях вины, порицания или стыда за те действия незнания, которые мы совершили, или за те страхи, которые всё ещё остаются внутри нас. Мы понимаем, что раскрытие требует тёплого солнца любящей доброты. Весьма легко превратить духовность и религию в то, что Аллан уоттс называл "Неприятным Долгом". Поэтесса Мэри Оливер писала:
"Тебе не надо быть добрым.
Не надо каяться и ползти на коленях.
Сотню миль по пустыне -.
Тебе нужно только позволить этому мягкому животному своему телу.
Любить то, что оно любит …".
В глубоком признании себя растёт сострадательное понимание. Как сказал один мастер дзэн, когда его спросили, сердится ли он когда-нибудь: "Конечно, я Сержусь; но Затем Через Несколько Минут я Говорю Себе:"что толку! "- и Освобождаюсь от Гнева". Это признание себя составляет, по меньшей мере, половину нашей духовной практики. От нас требуется, чтобы мы с милосердием прикасались ко многим частям самих себя, которые раньше отрицали, отсекали или изолировали. Зрелая духовность - это отражение нашей глубокой благодарности и способности к прощенью.
3. третье качество духовной зрелости - это терпенье.
Терпенье даёт нам возможность жить в гармонии с дхармой, с дао. Как утверждал чжуан - цзы:
"Истинные люди древности.
Не имели намерения бороться с дао, но и не пытались собственными хитростями.
Способствовать его осуществлению".
Духовная зрелость подразумевает понимание того факта, что процесс пробуждения проходит через многие периоды и циклы. Для неё требуется наша глубочайшая приверженность, требуется, чтобы мы занимали в сердце только одно место и раскрывались для каждой частицы жизни.
Истинное терпенье не приобретает и не жаждет, оно не стремится к какому бы то ни было достижению. Терпенье позволяет нам раскрыться для вневременного. Когда Эйнштейн пояснял примером природу времени, он сказал: "если вы сидите с прелестной девушкой в течение двух часов, они кажутся минутой; а если вы сидите на горячей плите, минута кажется двумя часами. Это и есть относительность". Когда будда говорил о практике в течение сотни тысяч махакальп человеческих жизней, он имел в виду не то, что для пробуждения требуется вечность; он хотел сказать, что пробуждение вне времени. Пробуждение - это не вопрос недель, или лет, или жизней, а вопрос любящего и терпеливого раскрытия для тайны сию минуту.
"Проблема со Словом"терпенье", - говорил мастер дзэн Судзуки - Роси, - состоит в том, что оно подразумевает, будто мы чего-то ждём, ждём какого-то улучшения, прихода чего-то хорошего. Более точным словом для этого качества будет "Постоянство", способность мгновенье за мгновеньем быть с тем, что истинно, открывать просветление в одном мгновенье за другим". Глубочайшим образом мы понимаем: то, чего мы ищем, - это то, что мы такое; и оно всегда здесь. Великий индийский учитель Рамана Махариши говорил ученикам, которые плакали, когда его тело умирало: "но куда же, по-вашему, я мог бы уйти? " Зрелость духовной жизни позволяет нам пребывать именно здесь, в истине, которая всегда была и всегда будет.
4. четвёртое качество духовной зрелости - это непосредственность.
Духовное пробуждение в нашей собственной жизни здесь и сейчас находится. В традиции дзэн говорят: "После Экстаза - Стирка". Духовная зрелость так же проявляется в имманентном, как и в трансцендентном; она проявляется в стремлении к тому, чтобы дать возможность божественному сиять в каждом нашем действии. Изменённые состояния сознания, необычные переживания ума, великие раскрытия ценятся не ради них самих, а только в той мере, в какой они возвращают нас к нашему человеческому воплощению, чтобы сообщать нечто нашей мудрости и углублять нашу способность к состраданию. Как говорил ачаан ча, "Даже Необычные Переживания Бесполезны и Оказываются Чем-то Таким, от Чего Надо Освобождаться, Если они не Связаны с Данным Моментом Здесь и Сейчас". Духовные состояния почитаются, когда они очищают зрение, раскрывают тело и ум, - однако они суть всего лишь переход для возвращения ко вневременному настоящему. Как говорит Кабир обо всем, чего мы ищем: "Найденное Тогда Находим и Теперь".
В непосредственном настоящем зрелая духовность позволяет нам "Шагать в Своей Беседе", т. е. действовать, говорить и прикасаться друг к другу, отражая в этом своё глубочайшее понимание. Мы более живыми и более присутствующими становимся. Мы обнаруживаем, что само наше дыхание и тело, сами наши ограничения являются частью божественной жизни. Эта зрелость прислушивается к нашему телу и любит всё это тело - тело радости и тело печали; она слушает сердце и любит способность сердца чувствовать. Такая непосредственность - истинный источник сочувствия и понимания. "Только Внутри Этого Нашего Тела с его Сердцем и его Умом, - Сказал Будда, - Можно Найти Рабство и Страдание; и Только Здесь Можно Найти Истинное Освобождение".
5. пятое качество духовной зрелости - это чувство священного, всеобъемлющего и личного.
Оно оказывается "Всеобъемлющим" в том смысле, что не создаёт отдельных друг от друга частей нашей жизни, не отделяет то, что священно, от того, что таковым не является; оно оказывается "личным", ибо почитает духовность в своих собственных словах и действиях. Иначе наша духовность не имеет никакой подлинной ценности. Всеохватывающая и личная духовная практика включает в себя наш труд, нашу любовь, нашу семью и наши творческие способности. В ней становится понятным, что личное неразрывно связано со всеобщим, что универсальные истины духовной жизни могут оставаться живыми только в каждом частном и личном обстоятельстве. То, как мы живём, и есть наша духовная жизнь. Как заметил один умный ученик, "Если вы Действительно Хотите Узнать Что-нибудь о Каком-то Мастере Дзэн, Поговорите с его Женой".
Всеобъемлющее чувство духовности - это понимание того факта, что если нам нужно внести в мир свет и сострадание, мы должны начать это со своей собственной жизни. Наша личная жизнь становится более подлинной духовной практикой, нежели любая серия имевшихся у нас переживаний или какая-то разделяемая нами философия. Такой личный подход к практике означает уважение к индивидуальному и всеобщему в нашей жизни: мы уважаем жизнь как непостоянный танец между рождением и смертью; но мы почитаем также и своё отдельное тело, свою отдельную семью и своё сообщество, а также личную историю, данные нам радости и печали. Таким образом наше личное пробуждение - это такой факт, который воздействует на все другие создания.
В джунглях Амазонки существует девятьсот различных видов ос, и каждый вид опыляет отдельную форму и отдельный вид смоковницы. Эти смоковницы представляют собой главный источник питания для всех мелких млекопитающих тропического леса; а эти мелкие млекопитающие в свою очередь обеспечивают основу жизни для ягуаров, обезьян, диких свиней и других животных. Каждый вид ос поддерживает живую цепь других животных. Точно так же каждый индивид в этом мире вносит в жизнь единственный в своём роде вклад. Осуществление духовной жизни никогда не может прийти благодаря подражанию; эта жизнь должна сиять сквозь наши особые дары и способности как мужчины, так и женщины на этой земле. Это жемчужина огромной ценности. Почитая своё собственное единственное в своём роде предназначение, мы позволяем своей самой личной жизни стать выражением будды в новой форме.
6. шестое качество духовной зрелости - это чувство исследования.
Вместо того, чтобы принимать какую-то философию или слепо следовать за каким-нибудь великим учителем, идти по непреодолимому пути, мы должны признать, что нам необходимо видеть самим. Это качество сомнения будда называл дхамма - Вичая, наше собственное исследование истины. Это готовность открыть, что это такое - без подражания, без того, чтобы следовать мудрости других. Однажды кто-то сказал Пикассо, что ему надо писать картины вещей, изображая последние такими, каковы они являются, писать объективные картины. Когда Пикассо ответил, что он не понимает, в чём дело, этот человек достал из бумажника фотографию жены и заявил: "Вот, Видите, это её Изображение, Какова она Есть в Действительности". Пикассо посмотрел на фотографию и сказал: "она довольно мала, не так ли? И плоская? " Подобно Пикассо, мы должны видеть вещи сами. В духовной зрелости мы находим великое чувство автономии - не как реакции на авторитет, а как основы для искреннего признания того обстоятельства, что и мы, подобно будде, способны пробудиться. Зрелая духовность обладает глубоко демократическим качеством: в ней все индивиды обладают возможностью открыть то, что священно, и самостоятельно освободиться.
Это чувство исследования сочетает открытость ума, так называемый "Незнающий" ум дзэн, с "распознающей мудростью", способностью отделить полезное от вредного, которая сохраняет глаза открытыми для того, чтобы учиться. С открытым умом мы учимся всегда.
Наше чувство исследования даёт нам возможность воспользоваться великой мудростью традиций учиться у учителей и быть частью сообществ, оставаясь в то же время в соприкосновении с самими собой, видеть истину и говорить правду с большим уважением к собственной целостности и к собственному пробуждению. Это исследование, возможно, и не приведёт нас к большей уверенности; однако оно в состоянии позволить нам быть более честными с самими собой; и в этом пункте наша духовная практика наполняется интересом и жизненностью. Об этом говорил и далай-лама, когда его спросили о его нынешней жизни в изгнании; он сказал: "Иногда я Думаю, что эта Жизнь Далай-ламы - Самая Трудная из Всех; но, Конечно, она и Самая Интересная".
7. седьмое качество духовной зрелости - это гибкость.
Духовная зрелость позволяет нам двигаться по ветру, подобно бамбуку, реагировать на мир своим пониманием и своим сердцем, уважать перемены в окружающих нас обстоятельствах. Духовно зрелая личность усвоила великие искусства - присутствие и освобождённость; её гибкость заключается в понимании того факта, что существует не один лишь способ.
Духовная зрелость человека. Признаки духовно зрелого человека
Сейчас ведется множество разговоров о духовности, но мало кто может объяснить, в чем она выражается. Человек, обладающий духовной зрелостью, не может быть злым, завистливым, лицемерным, он не стремится к деньгам и власти, не ищет оправдания плохим поступкам. Его единственное и неистребимое желание – нести добро и свет.
Можно ли дать определение духовности
Духовность – это высшая природа человека, его сознание, воля и образ мыслей. Он сам наполняет себя духовным содержанием в процессе своего развития, находясь в самом центре своей реальной жизни «здесь и сейчас». Духовная зрелость – это способность понимать происходящее, ее признак – это способность различать приоритеты и подчинять им свои поступки. Достижение духовной зрелости дает ощущение гармонии – внутренней и внешней – и связь с высшими духовными источниками.
Люди всегда старались уйти от действительности, чтобы подняться выше и испытать высокие состояния сознания. Но постепенно стало ясно, что выстраивать правильные взаимоотношения, искать правильные средства к существованию нужно именно в своей жизни и ближайшем окружении. Духовность – это не идеал, которому мы следуем, а мы сами, как непосредственное воплощение этого идеала.
Признаки духовности
По мере достижения духовной зрелости человек начинает понимать свои ошибки, заблуждения, плохие поступки. Становится ясным, что нельзя разделять добро и зло, истину и заблуждения. Когда приходит понимание, сердце наполняется добром, любовью и состраданием. Не нужно подражать кому-либо, нужно учиться видеть и самим искать свой путь к истине. Бог один, а путей к нему много. Открыв свой ум и свое сердце, мы учимся познавать высшие истины через события нашей личной и общественной жизни, через взаимоотношения с другими, через терпеливую работу по изменению мира. Терпение – один из признаков высокой духовности. «Все произойдет, когда созреют условия для этого», - понимая этот закон Вселенной, истинно духовный человек не будет торопить события, он станет вдумчиво и терпеливо изменять себя и окружающих.
Духовность - это умение в каждом дне видеть признаки божественного, развивать и укреплять его, чтобы как факел, передать любовь и свет людям. Понимание приходит прямо из сердца, оно дает возможность воспринимать все происходящее с добром и состраданием, и в нем - огромная сила духовной зрелости, наше духовное равновесие, распространяющееся на весь мир.
Духовная зрелость в православии. Признаки духовной зрелости на пути внутреннего развития
Духовные взлёты и падения
На духовном пути бывают неожиданные вибрационные взлёты, когда будто вырастают крылья и мы парим в воодушевлении и вдохновении. Душа поёт, и неважно, что льёт дождь, что в кошельке мало денег и рядом кто-то недоволен. В безусловной Любви хочется всех обнять, обласкать, сказать самые нежные слова. Счастье и радость переполняют, и этот избыток необходимо отдавать, дарить, отдавать. И вдруг… беспричинное и резкое падение в пропасть. Сердце раздирают тяжёлые эмоции, всё видится мрачным и беспросветным, клещами сжимает растерянность и безысходность, непонятно, как кто-то может улыбаться и радоваться.
В такие кризисные периоды многие навсегда оставляют духовный путь, мечтая только о том, чтобы выбраться из депрессивного состояния.
Знание, что подобные подъёмы и спады неизбежны, что они как раз и являются признаками развития сознания, очень поддерживают (читайте об этом в Интегральной йоге Шри Ауробиндо). И позже оказывается, что такие процессы разрушают ошибочные представления о духовности, избавляют от ложных взглядов и проявляют осевшую в подсознании тьму. И что именно через неё Душа направляет в Источник, в Свет — единственное место, где она может навсегда раствориться.
А высветлив и растворив всплывший блок, осознав, что наша проблема не в страданиях, а в идентификации себя с ними, мы с новыми силами движемся к растождествлениям. И становимся смиренными, укрепляемся в вере, и на собственном опыте познаём, что такое Сила Духа и Его Величие. Так проявляет себя духовная зрелость.
Из самонаблюдения
Соединение ума и сердца
Когда, делая выводы, мы следуем здравому смыслу, который сужает истину до рамок рассудка и логики суждений, на более глубоком уровне происходит перекос в Мужское Начало. Его концентрированный напор и воля заглушают голос Сердца, и мы, следуя слепым реакциям, становимся категоричными и ультимативными. Если отдаться чувствам, мы переходим в другую крайность — в преобладание Женского Начала и рискуем быть мягкотелыми и безвольными.
Чтобы ум перешёл в Сердце, нужно просто на всё смотреть из духовного центра. Тогда оба Начала выравниваются, и действия становятся сущностными, с присущей Душе эмпатией, отзывчивостью и разумностью.
Если же намерение открыть Я Есть Присутствие действительно неуклонное, оно всё больше устремляет в свои глубины, и здесь очень важно направить внимание на осознание, откуда исходят мои слова, суждения, действия. Какое «я» хочет соединить ум и Сердце, стать внутренне зрелым, кто жаждет пробудиться, просветлеть?
Эти желания — тончайшие ловушки ума, создающие конфликты между тем, что есть и чего якобы нет. Они усиливают чувство несостоятельности и толкают на нескончаемые поиски улучшения себя, которые уводят от погружения туда, где дремлет наше совершенное Божественное Я. У Него нет «хочу». Оно просто радуется тому, что оно Есть, что Присутствует в настоящем моменте и празднует Жизнь.
Изменение восприятия
Признаком духовной зрелости - того, что восприятие изменилось и стало более зрелым, то есть широким и целостным, становится видение, что всё является частью всеобъемлющей реальности и все находятся на своём месте. Поэтому чьи-то верования, убеждения, суждения (чисто сознание ничем подобным не обременено), ментальные умности и претензии на просветлённость вызывают не критику, а принимаются просто как отражение того, в какой точке развития находится человек.
Собственные проблемы не оправдываются, а также из глубины, безоценочно распознаётся их причина, тот развивающий смысл, ради которого эта ситуация сформирована и на что конкретно направить внимание.
Случай из практики
Мама собиралась с 7-летним сыном в парк, чтобы научить его кататься на роликах, и мальчик, довольный и гордый, думая, что его никто не видит, вдруг больно ущипнул стоящую рядом двухлетнюю сестричку. Та испугалась, расплакалась, а бабушка, заметив выходку внука, рассказала всё дочери, и та, рассерженная, в наказание отменила прогулку. Мальчик раскричался, затопал ногами и с диким плачем набросился на обеих женщин.
Чтобы понять такое его поведение, нужно стать этим ребёнком и почувствовать то, что чувствует он. И сразу становится очевидной и его ревность по отношению к девочке, которую все нянчат, и своё превосходство над ней (ведь, он, взрослый, будет кататься на роликах), и страх расплаты за содеянное, и переживание вины – весь этот сумбур вызвал несвойственную ему истерику как бессознательную якобы защиту.
Обученная мать воссоздала энергию спокойствия, погрузила в неё сына и, когда он успокоился, обняла его, поцеловала, в который раз сказала, как все его любят и почему уделяют столько внимания маленькой девочке. А сама осознала, что это ситуация, прежде всего – её. И ей следует серьёзно задуматься, что и как изменить в своём отношении к детям. И когда мальчик перед всеми извинился, пошла с ним… в парк, где они встретились с одноклассниками, вместе катались на траве, падали и смеялись, поднимались и шутили.
Неделимость позитива и негатива
Зрелое сознание, нейтрально констатируя То-Что-Есть, не отделяет позитив от негатива, а видит их как целое.
Позитив в негативе, как свет в конце туннеля, выявляет цель и даёт силы для её воплощения. А негатив в позитиве удерживает от состояния стагнации, которое рано или поздно приводит к падению, и тоже является движущей силой для развития.
Поэтому, если пока не получается всё видеть целостно, в единстве плюсов и минусов, прежде всего любой техникой следует убрать негативное оценивание создавшейся ситуации. Вместе с ним исчезает и эмоциональное отношение. Тогда нет болезненных реакций ума-эго, нет пессимизма и нет пугающей проблемы. И высвечивается позитив: осознание того, что необходимо изменить. И если это не пугает, а радует новыми возможностями, значит, сознание взрослеет. Так человек укрепяется в духовной зрелости.
Видео Джойс Майер Духовная зрелость, ч 1
Духовная зрелость христианина. Идея духовного роста
Концепция духовного возрастания отчетливо прослеживается в Писании. Так, апостол Павел писал:
“А обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины”
(2 Коринфянам 5:17)
В этом заключается цель роста. Чем больше в христианине виден новый человек, созданный по Богу, тем более он духовно зрелый. Не следует путать духовный рост с накоплением знаний. Они, безусловно, важны. Но не знания сами по себе — мерило зрелости, а то, как верующий их применяет, насколько он стал похожим на Христа в мышлении, характере, ценностях, поступках.
Апостол Иоанн описывал различные стадии духовной зрелости христиан:
“Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца”
(1 Иоанна 2:12,13)
Иоанн сравнивает духовное развитие христианина с физическим. Подобно тому, как из ребенка вырастает мужчина или женщина, из новообращенного верующего должен вырасти зрелый последователь Христа, в котором будет проявляться Бог.
Духовная зрелость: признаки духовности
Сейчас ведется множество разговоров о духовности, но мало кто может объяснить, в чем она выражается. Человек, обладающий духовной зрелостью, не может быть злым, завистливым, лицемерным, он не стремится к деньгам и власти, не ищет оправдания плохим поступкам. Его единственное и неистребимое желание – нести добро и свет.
Можно ли дать определение духовности
Духовность – это высшая природа человека, его сознание, воля и образ мыслей. Он сам наполняет себя духовным содержанием в процессе своего развития, находясь в самом центре своей реальной жизни «здесь и сейчас». Духовная зрелость – это способность понимать происходящее, ее признак – это способность различать приоритеты и подчинять им свои поступки. Достижение духовной зрелости дает ощущение гармонии – внутренней и внешней – и связь с высшими духовными источниками.
Люди всегда старались уйти от действительности, чтобы подняться выше и испытать высокие состояния сознания. Но постепенно стало ясно, что выстраивать правильные взаимоотношения, искать правильные средства к существованию нужно именно в своей жизни и ближайшем окружении. Духовность – это не идеал, которому мы следуем, а мы сами, как непосредственное воплощение этого идеала.
Признаки духовности
По мере достижения духовной зрелости человек начинает понимать свои ошибки, заблуждения, плохие поступки. Становится ясным, что нельзя разделять добро и зло, истину и заблуждения. Когда приходит понимание, сердце наполняется добром, любовью и состраданием. Не нужно подражать кому-либо, нужно учиться видеть и самим искать свой путь к истине. Бог один, а путей к нему много. Открыв свой ум и свое сердце, мы учимся познавать высшие истины через события нашей личной и общественной жизни, через взаимоотношения с другими, через терпеливую работу по изменению мира. Терпение – один из признаков высокой духовности. «Все произойдет, когда созреют условия для этого», - понимая этот закон Вселенной, истинно духовный человек не будет торопить события, он станет вдумчиво и терпеливо изменять себя и окружающих.
Духовность - это умение в каждом дне видеть признаки божественного, развивать и укреплять его, чтобы как факел, передать любовь и свет людям. Понимание приходит прямо из сердца, оно дает возможность воспринимать все происходящее с добром и состраданием, и в нем - огромная сила духовной зрелости, наше духовное равновесие, распространяющееся на весь мир.
Духовная зрелость христианина. Что такое духовная зрелость христианина
И. В. Музычко
«Повинуйтесь наставникам вашим, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших». Евр. 13:17
Христианин, который идет по пути освящения и успешно проходит все ступени духовного возрастания, постоянно чувствует направляющую руку Духа Святого. И все это происходит «через познание Призвавшего нас славою и благостью, которыми Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы мы через них соделались Причастниками Божеского естества» (2Петр. 1:3-4). Дух Святой побуждает и помогает христианину верою принимать эти дарованные великие и драгоценные обетования и усваивать их, то есть осуществлять их в своей повседневной жизни.
Собственно говоря, духовный рост христианина на всех ступенях духовного возрастания происходит путем принятия верою и осуществления обетований Божьих. На этапе духовного детства христианин верою принимает обетование спасения: «Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная» (1Иоан.2:25). Он верою принимает обетование рождения свыше (Иоан. 1:12-13; Иак. 1:18), обетование усыновления (Гал.4:5), обетование запечатления Духом Святым (Еф. 1:13, 4:30). Он верою принимает обетование гарантии своего спасения, что ничто «не может отлучить его от любви Божией во Христе Иисусе» (Иоан. 10:28; Рим. 8:38-39). И все это происходит «через наставление в вере» (Гал. 3:2).
На этапе духовного отрочества христианин верою принимает обетование нового завета с Господом в крови Его (1Кор. 11:25; Евр. 9:14-15) и через святое водное крещение вступает в этот завет, давая обещание Господу служить Ему с доброй совестью (1Петр. 3:21). В это же время он принимает верою обетование смерти для греха, сораспятия со Христом (Рим. 6:2-7; 2Кор. 4:10; Гал. 5:25), обетование освобождения от закона греха и смерти (Рим. 8:1-2), обетование крещения Духом Святым (1Кор. 12:13), то есть присоединения к Церкви Христовой (Деян. 2:41,47). Это тоже все происходит через наставление в вере.
На этапе духовной юности христианин верою принимает обетование исполнения Духом Святым, то есть принятия силы Духа Святого для служения и свидетельства о Христе (Деян. 1:8). Он верою посвящает себя на служение (2Тим. 2:15) и на духовную борьбу (1Тим. 1:18; 2Тим. 2:3-5), верою принимает обетование всеоружия Божия (Еф. 6:11-17) и победы Христовой (1Кор. 15:57; Отк. 3:21). Принятие всех этих обетований происходит через наставление в вере в молитве и посте.
Принимая все эти Божьи обетования на всех ступенях духовного возрастания, христианин все более и более становится причастником Божеского естества, Божьей природы. В нем все больше отмирает его плотское «я», и он все больше исполняется «чувствованиями Христовыми» (Фил. 2:5). Принимая и усваивая все эти обетования Божьи, христианин преображается в образ Иисуса Христа, исполняя этим волю Божию, предвечный план Отца Небесного, «ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями» (Рим. 8:29). Таким образом христианин «исполняется всею полнотою Божиею» (Еф. 3:19).
И. В. Музычко, Живое христианство и тайна беззакония
Духовная зрелость и ответственность
У человека есть шанс при жизни достичь слияния Личности с Душой, обрести духовную зрелость и выйти в седьмое измерение (Нирвану, рай), то есть достигнуть своего духовного освобождения, а при желании познать даже высшие измерения.
Из книги “ АллатРа ”
После просмотра последних передач с участием Игоря Михайловича меня вдохновили ответы на животрепещущие вопросы, заданные в них. Ведь в этих передачах затрагиваются такие вопросы, которые каждый человек задаёт себе хотя бы раз в жизни. Задаёт, но не всегда находит ответ. В передаче “Встреча участников МОД АЛЛАТРА с Игорем Михайловичем ДАНИЛОВЫМ” во мне срезонировал вопрос об ответственности.
И совсем не потому, что сама очень ответственная. Совсем наоборот. По жизни всегда избегала личной ответственности. Хотя, по иронии судьбы, работу выбрала такую, где надо её проявлять. Естественно, стараюсь так и делать. Перед семьёй, друзьями, близкими и сотрудниками. Хотя в этой ситуации очень легко перейти грань между “должен” и “обязан”. Ведь есть существенная разница между чувством, исходящим от Души, когда просто не можешь поступить не по Совести, и навязчивым ощущением, что ты кому-то что-то обязан, потому что его сознание так считает, а твоё навязывает это тебе. Но это об отвественности в мире материи.
А что же тогда духовная ответственность?
Конечно, сознание может рассказывать, что в Вечность можно въехать, сидя на чьей-то шее, “болтая ножками”. Но естественно это самообман. С этого и начинается ответственность. С честности и откровенности. И в первую очередь перед самим собой.
С детства меня воспитывали на примерах великих людей. И три полки “Жизни великих людей” , или, как их тогда называли, “ЖЗЛки”, смотрели на меня с немым укором. Уже тогда хотелась убежать от всех тех надежд, возлагаемых на меня. Тут-то “ЖЗЛка” и оказала мне медвежью услугу. Ещё с глубокого детства начала находить себе идеалы и восхищаться ними. Это и знаменитые исторические или религиозные деятели, и учителя, и родные…
Всегда думала, что это очень даже неплохо — равняться на кого-то. Но только сейчас, столкнувшись со Знаниями , изложенными в книгах Анастасии Новых, начала разбираться в себе, в шаблонах, тянущихся из детства. И сейчас пришло понимание, что все мои идеализации — это один из способов переложить ответственность на других, то есть продолжать ориентироваться на опоры внешние, а не жить глубинными чувствами. Самому можно ведь ничего не делать. Сиди себе тихо и восхищайся. Да и окружающие видят, какой ты “хороший”, ведь у тебя такие высокие идеалы. А в целом — это просто ещё одно из обличий гордыни.
В последующем это привело к бегству в мир художественной литературы и отделению себя от остальных. Даже сейчас, когда так много людей объединяются вокруг, порой очень тяжело открыться и работать сообща. Многолетнее взращивание мысли: “Тебе хорошо с самой собой” , дало свои результаты. Хотя именно чувство единения и общее дело больше всего и воодушевляет по жизни. А ведь именно к этому есть глубинное внутреннее стремление.
Когда слышала о жизни Трипольской цивилизации или обществе, основанном в Египте тысячелетия тому Имхотепом, или читала об общем долге людей из “укрывища” в книге “Рыцари порога”, возникала радость и внутренний трепет. К счастью, есть очень много примеров в истории единения людей во имя Благих Дел. Друзья, давайте и мы будем создавать такие примеры для поколений грядущих!
Сейчас в мире теряется это чувство единения и сплочённости. Поговорки вроде: “С волками жить, по волчьи выть” — возносятся как основополагающие жизненные законы. Системе Животного разума выгодно, чтобы человек себя чувствовал животной единицей стада, берущего свои корни от обезьяны .
И совсем уж системе не выгодно, чтобы люди были Личностями, живущими во благо Добра и Жизни. Ведь тогда Личность перестаёт быть “дойной коровой” и обретает крылья, то есть Свободу. А свободное общество очень уж неприемлемо для системы Животного разума. Поэтому-то главным лозунгом системы и есть: “Разделяй и властвуй”. А настоящее объединение людей возможно только на духовной основе. Думаю не только у меня, но и у многих-многих людей есть внутренняя потребность жить в таком свободном и сплочённом на понятиях совести и чести обществе. А ведь для этого так мало надо. Просто быть честным перед самим собой, взять ответственность за свою жизнь на себя и научиться Любить!
Игорь Михайлович в этой передаче, отвечая на вопрос об обретении ответственности, говорит, что сначала это делается сознанием, а не на уровне Личности. Как понимаю, нужно провести весомую контраргументацию доводам от сознания.
Игорь Михайлович: “Ведь человек приходит к пониманию того, что он чувствует что-то, что это его потребность, что это ему необходимо. И он это осознает. И он становится на путь духовный. И вот здесь самое важное — это, конечно, ответственность. Честность и ответственность перед собой. Тогда и сознание заходит в такие неудобные положения для него, когда оно вынуждено признать то, что до этого оно отрицало. Таким образом человек очищает себе дорогу в Духовный Мир”.
А самая веская аргументация состоит в том, что выбираю: “ Жизнь или смерть?” А Личности доводы не нужны. Просто после осознанного выбора она получает степень свободы. А свободная Личность — это птица. Ведь лететь Домой быстрее и радостней, чем ползти. Вéдомо, что стоячего положения не бывает. Или двигаешься вперёд, или назад.
Получается, с честности перед собой и начинается взросление Личности, её духовный рост и в конечном итоге духовная зрелость. И это так просто…
И, конечно же, ответственность проявляется в каждом мгновении: ежедневным контролем мыслей, пребыванием в чувственном состоянии в каждом “здесь и сейчас”, в постоянном взращивании в себе чувства Любви. Тогда и перемены не заставят ждать. И возможно эти перемены коснутся не только одного человека, но и общества в целом. Радостно представить, в каком прекрасном мире мы можем жить, если каждый человек возьмёт ответственность за свою жизнь и духовный путь на себя!
“Каждый человек есть Личность, несущая в первую очередь духовную ответственность за всё, что она делает и выбирает в своей жизни. Ведь большинство людей понимают, что такое ответственность. Они берут на себя ответственность в решении каких-то жизненных, идеологических, бытовых, финансовых и других вопросов. Они же стараются в основном не для себя, а для своей семьи, ради будущего своих детей и внуков, ради друзей, близких им людей и так далее. Так и в духовном, как в главном деле для каждого человека, нужно взять ответственность за свою духовную судьбу и сделать в своей жизни всё возможное и невозможное для слияния со своей Душой и обретения настоящей Свободы от материального мира. Не нужно ждать кого-то, нужно действовать самому и начинать в первую очередь с себя. Надо самому быть хорошим примером для окружающих, тогда позитивные изменения в тебе и в обществе не заставят себя ждать”.
Из книги “АллатРа”
Автор: Ольга Надорак