Овладеть волей: с чего начать?
Натура совершенному выражению воли противится. Почему? Потому что природа человека проявлена лишь частично - она несовершенна, и все закономерности ее функционирования также несовершенны; инерция, сила привычки вынуждает ее сопротивляться любому усовершенствованию. Человечество эволюционирует, развивается, и йога представляет собой средство, необыкновенно ускоряющее это развитие
. Однако несовершенная человеческая натура говорит: "Я не Желаю Быть Совершенной, я Привыкла к Несовершенству и Нахожу его Легким и Удобным". Поэтому воля направляется первым делом на природу человека и устраняет из нее то, что мешает ее, воли, совершенному выражению и развитию.
Верное направление пути прямо противоположно тому, в котором движется большинство людей, и вы в том числе. Обычно начинают с тела и циркулирующих в нем энергий, затем переходят к эмоциям и уму, а заканчивают разумом и волей. В действительности начинать следует с воли, а телом заканчивать.
Тому, кто начинает с воли, не требуются физические и дыхательные упражнения, задержка дыхания, очищение сердца или какие-то иные формы предварительной подготовки. Именно это пришел показать шри рамакришна - в этом состояла собственно йогичеcкая часть его миссии. "Преклонитесь Сперва Перед Шакти, Божественной Силой, - Говорил он, - Обретите Силу и она Дает вам Истину".
Йогину * требуются, прежде всего, воля и сила. Именно поэтому шри рамакришна постоянно повторял: "Помните, вы Брахман, Абсолют", - и это была основная идея, которую он передал свами вивекананде. Вы господин, ишвара. Вы можете стать чистым, совершенным, вы можете стать каким угодно, избрав это, - или, избрав обратное, вы можете стать чем-то прямо противоположным. Первое, без чего нельзя обойтись, - Вера в себя, затем Вера в бога и, наконец, Вера в кали, божественную мать, ибо это то, на чем стоит мир. Сперва воспитайте волю, с помощью воли воспитайте знание, с помощью знания очистите сердце, установите контроль над энергиями тела и успокойте ум. С помощью всех этих орудий сделайте тело бессмертным. Вот подлинная йога, вот истинная и единственная тантра. Веданта начинается с разума, тантра - с сипы.
Что такое воля, вам уже известно. Это шакти, сила - это не желание и не усилие. Желание и усилие представляют собой отрицание воли. Только в том случае, если вы чего-то желаете, значит вы сомневаетесь в силе своей воли. Брахман не желает. Он выражает волю - и все происходит согласно его воле. В случае если вы прилагаете усилие, значит вы сомневаетесь в силе своей воли. Борется и трудится ради достижения результата только тот, кто чувствует или думает, что он для этого недостаточно силен. Брахман не прилагает усилий. Он выражает волю - и воля его производит спонтанный эффект.
Но она производит его в мире времени, пространства и причинных связей. Лишь по неведению можно требовать результата немедленно, не сходя с места, при данных обстоятельствах. Время, место и обстоятельства каждого события были определены вами и всевышним давным-давно, в самом начале нынешнего мирового цикла. Бороться с этим, пытаясь изменить то, что было вами же установлено, можно лишь по неведению.
Не беспокойтесь о времени, месте и обстоятельствах, а выражайте свою волю, возложив конечный результат на бога, который есть ваше всемогущее, вездесущее и всеведущее я. вы - индивидуальный бог, а он - универсальный, всеобщий бог. Нет ничего, кроме бога; бог один, нет ничего другого. Поэтому воля предполагает равное отношение ко всему, отсутствие желания и усилия. Отсутствие желания и усилия предполагает знание. Не обладая знанием, вы не можете воспрепятствовать возвращению желания и усилия.
Вопрос состоит в том, с чего начать. В вас есть сила. Предоставьте ей действовать и содействуйте ей, заняв правильную по отношению к ней позицию. Вы сакши - тот, кто наблюдает происходящее; вы ануманта - тот, кто дает на него согласие; вы бхокта - тот, кто получает от него удовольствие; вы бхарта - тот, кто оказывает ему поддержку. Поэтому распорядитесь, чтобы сила принялась за работу, наблюдайте, как она разрешает поставленную перед ней задачу, наслаждайтесь плодами ее труда, а также помогайте ей заботой о "Сосуде" (Адхаре), в котором она делает свое дело. Не разрушайте его небрежением или перенапряжением. Будьте уверены, ваша воля неисчерпаема. Вы джняна - тот, кто знает: не уклоняйтесь ни от какого знания, являющего себя вам.
Заняв описанную здесь позицию, не покидайте ее, что бы ни случилось у вас в жизни или в садхане. Больше вам ничего делать не нужно. Остальное сделает кали. Не беспокойтесь, не волнуйтесь, не торопитесь - перед вами вся вечность, к чему торопиться? Только не погружайтесь в апатию и не тратьте попусту время.
* Шри ауробиндо употребляет слово "Йогин" в отношении ученика, практикующего садхану. Однако следует учитывать, что йогой шри ауробиндо и мать считали саму жизнь. "Вся Жизнь - Йога" - говорили они. Отсюда и наше более широкое понимание понятия "Йогин". Шри ауробиндо. Йогическая садхана (фрагмент.