Поток сознания буддизм. Бесконечность сознания в буддизме.
Поток сознания буддизм. Бесконечность сознания в буддизме.
Большинство индийских учений говорит о вечной природе души - атмана. Атман вечен, постоянен и неизменен. Во время воплощения человека на земле наша вечная сущность является гостем в теле, после смерти она сливается с абсолютом, возвращается к своей истинной природе.
По мнению буддистов, наше "я" - это совокупность психофизических компонентов, которые составляют личность. Благодаря этой совокупности (скандхи) - и возможно наше земное существование. На протяжении жизни психофизические характеристики человека претерпевают изменения, поэтому и природа нашего "я" непостоянна, изменчива. Поэтому буддисты считают, что не существует вечной и неизменной души, если наша природа, наше "я", изменчиво, множественно и непостоянно. Буддизм понимает "я" как совокупность психофизических характеристик человека, распространяющихся как на грубые наши составляющие (физическое тело), так и на тонкие (психика и тонкие тела.
Далай лама, говоря о природе потока сознания, связывает с ним определение нашего "я". Лишь в том случае, если отождествлять "я" с потоком сознания, то оно не имеет ни начала, ни конца. Все буддийские учения сходятся в том, что у сознания начала нет. В основе учения буддизма лежит закон причинно-следственной связи. Ничто не возникает, не происходит без причины - ни во внешнем мире, ни в человеческой жизни, ни в нашем теле. Любое явление, событие возникает в результате определенной причинно-следственной связи. Лишь в том случае, если не имеет начало человеческое сознание, то с буддийской точки зрения, окружающий нас мир также не имеет начала. Анализируя материальные объекты, мы делим их на составные части, которые в свою очередь расчленяем на молекулы, атомы … причина нужна для появления всех частиц, даже самых мельчайших.
Внимание! Только в том случае, если ум (сознание) не имеет начала, то он также не имеет и конца. Одна из основных способностей человека - способность к восприятию и познанию мира и нет такой причины, которая могла бы заставить человека прекратить стремиться познавать и воспринимать. Речь не идет о грубом телесном восприятии, которое прекращается со смертью тела. По словам Далай ламы, природа потока сознания не ограничивается рамками грубого, физического уровня бытия. "Светоносная Природа ума", его более тонкий, безначальный уровень, является непрерывным и бесконечным. Поэтом буддисты и утверждают, что "я" (сознание) безначально и бесконечно.
Наше сознание представляет собой сложный мир эмоций, чувств, мыслей. Эти тонкие субстанции с соответствующими органами в теле связаны. Далай лама объясняет этот момент следующим образом: "для того чтобы акт восприятия состоялся, должны сложиться определенные условия. В случае визуального восприятия, например, внешний объект должен вступить в контакт телесным органом - глазами. Далее, необходимо еще одно условие: орган чувств должен взаимодействовать с объектом таким образом, чтобы за восприятием последовало осознавание объекта. Буддисты говорят, что в основе ума лежит светоносная природа, которая и состоит в этой его способности к восприятию и осознаванию. В силу наличия этого потока осознавания, при возникновении контакта между органами чувств и соответствующими объектами рождаются отдельные моменты осознавания". И так как наш ум представляет собой поток непрерывного осознавания, его работа не прекращается после смерти физического тела, она переносится на другие планы бытия. Именно это следует иметь в виду, когда вы сталкиваетесь с буддистскими терминами "Поток Сознания" или "безначальная природа сознания".
Буддизм - очень практичное учение, основанное на реальных понятиях и концепциях. Поэтому закон причинно-следственной связи так важен и работает для буддиста не потому, что это божественный закон, а потому, что он объясняет природу реальности, помогает понять "как все в ней Работает". Ничто не возникает из ниоткуда, в возникновении событий и вещей соблюдается определенного рода порядок. Всегда существуют причины и условия, которые привели к тому, что произошли определенные события, даже если человек не в состоянии проследить их ход.
Практикующий буддизм человек отличается от обычного человека, его мировоззрение во многом абсолютно иное, отсюда и другой образ жизни, другие ценности, и конечно, что более важно, преобразование сердца и ума. Поэтому понимание того, как работает закон причинно-следственной связи, какую важную, определяющую роль он играет в человеческой жизни, так важно для буддиста.
С целью преобразования ума буддист использует особые методики созерцания, медитации, основывающиеся на вещах реальных. Ведь иначе успеха в развитии добиться невозможно. Только начав понимать природу реальности, буддист может приступать к преобразованию своего ума с помощью созерцания и медитации. Множество практик в буддизме призвано помочь решить человеку различные проблемы.
Любая тема, к изучению которой вы приступаете, требует глубокого исследования и постижения. Буддисты считают, что только истинное, глубокое понимание действительности поможет реально преобразовать наш ум и сердце. И это действительно так - настоящие изменения могут произойти, только если мы глубоко проникнем в суть проблемы.
В своей лекции о природе потока сознания Далай лама говорит о том, что именно благодаря знаниям буддист может достигнуть глубоких уровней духовной реализации, именно знание может помочь проникнуть в суть вещей: "Проникновение в Суть Вещей Считается Ключевым Элементом Духовного Пути в Целом" - и это справедливо не только для буддизма, а для любого духовного учения.
Связанные вопросы и ответы:
1. Что такое поток сознания в буддизме
Поток сознания в буддизме - это непрерывный поток мыслей, чувств, воспоминаний и ощущений, которые проходят через сознание индивида. Этот поток является основой для нашего понимания и восприятия мира вокруг нас. В буддизме считается, что поток сознания является продуктом нашей кармы и наших прошлых поступков.
2. Как поток сознания связан с кармой
В буддизме считается, что наш поток сознания является результатом нашей кармы и наших прошлых поступков. Наши мысли, чувства и действия формируют нашу карму и влияют на наш поток сознания. Таким образом, наш поток сознания является продуктом нашей кармы и наших прошлых поступков.
3. Как поток сознания влияет на наше восприятие мира
Поток сознания является основой нашего восприятия мира. Он формирует наше понимание и интерпретацию того, что происходит вокруг нас. Наши мысли, чувства и воспоминания влияют на наше восприятие мира и формируют наше представление о нём.
4. Как можно контролировать поток сознания
Контроль над потоком сознания является важным аспектом практики медитации в буддизме. Для контроля над потоком сознания необходимо научиться осознавать свои мысли и чувства, а также осознавать их происхождение. Также важно практиковать сострадание и невозмутимость, чтобы не позволить негативным мыслям и эмоциям доминировать в нашем сознании.
5. Как поток сознания связан с душой
В буддизме нет понятия души в традиционном смысле. Вместо этого, считается, что наш поток сознания является продуктом нашей кармы и наших прошлых поступков. Однако, в буддизме также говорится о том, что наш поток сознания может быть трансформирован и достигнуть состояния просветления, когда мы преодолеваем наши эгоистические желания и стремления.
6. Как поток сознания влияет на нашу жизнь
Поток сознания влияет на нашу жизнь на протяжении всего нашего существования. Наши мысли, чувства и действия формируют нашу карму и влияют на наш поток сознания, который, в свою очередь, влияет на наше восприятие мира и на наши жизненные решения. Таким образом, наш поток сознания является ключевым фактором, который определяет нашу жизнь.
7. Как поток сознания связан с состраданием
Сострадание является важным аспектом буддистской практики. В буддизме считается, что сострадание возникает, когда мы осознаем страдания других и стремимся помочь им. Чтобы развить сострадание, необходимо научиться осознавать свои мысли и чувства и контролировать их, чтобы не позволить негативным эмоциям доминировать в нашем сознании.
8. Как поток сознания связан с медитацией
Медитация является важным аспектом буддистской практики, которая направлена на контроль над потоком сознания. В процессе медитации мы учимся осознавать свои мысли и чувства, а также их происхождение. Мы также развиваем сострадание и невозмутимость, чтобы не позволить негативным мыслям и эмоциям доминировать в нашем сознании. Таким образом, медитация помогает нам контролировать наш поток сознания и трансформировать его, чтобы достичь состояния просветления.
Что такое поток сознания в буддизме. Эльвира Султанова
Posted-From: 193.124.225.200
ПРИРОДА СОЗНАНИЯ В КЛАССИЧЕСКОМ БУДДИЗМЕ
Конец XX века в науке действительно можно назвать периодом особого внимания к проблемам, связанным с сознанием. Междисциплинарные исследования в этой области поставили перед научным мышлением ряд трудноразрешимых проблем, которые отнюдь не решаются рациональным подходом. Поэтому научное знание, столкнувшись с иррациональными моментами проявления и функционирования сознания, ищет новые пути и методы объяснения наблюдаемых феноменов (в качестве примера можно привести эксперименты в трансперсональной психологии, современные исследования парапсихических феноменов и даже фундаментальных взаимодействий в квантовой физике). В этих поисках человеческое знание обращается, прежде всего, к своей памяти (историческому знанию), находя в ней объяснения новым фактам, проблемам. Взаимодействие человека с миром многие учения древности: как Востока, так и Греции, рассматривали как динамическую целостность. Этот огромный организм макро и микро уровней представлялся древнему человеку естественным, разумным проявлением ЗАКОНА, истоки и механизм которого пытается переосмыслить современная наука.
Поток сознания буддизм. Этапы пробуждения сознания в буддизме махаяны
Буддийская мораль выражает важнейшую сторону новой реальности, так как в результате коллективной работы этнического сознания в ней вырабатываются такие понятия, которые позволяют людям сплотиться в единое этнокультурное целое, обрести общий смысл бытия и иметь достаточно надежные гарантии устойчивости их поведения в отношение вновь принятой веры. Одно из нейтральных определений религии, которое принадлежит Э. Шредеру, гласит, что религия представляет собой совокупность явлений, в которых люди выражают сознание радикальной конечности своего существования и ее реальное преодоление. Коллективный характер сознания проявляется в том, что новые понятия, вырабатываемые в ходе приобщения к религиозному учению, наполняются сакральным смыслом, поскольку их значимость в обществе необычайно высока. Члены этнического общества в большинстве своем воспринимают не отвлеченный набор понятий, а стоящие за ними устойчивые общественно канонизированные реакции на них. В процессе становления целостной системы национальной философской культуры формируются своеобразные «духовные привычки», поскольку они являются общими организующими принципами по отношению к другим сферам духовной культуры. Примером подобного явления могут служить тексты по психотехнике, где соединяются философия и практика учения, имеющая целью нейтрализацию индивидуальной субъективности. Восхождение к «истинному знанию» начинается с точного знания индивида своей внутренней структуры.
Сознание Будды
За миллиарды лет эволюции на Земле возникло миллионы видов ЖС, включая человека. Каждый вид занял свою нишу под солнцем. Каждый вид успешен по своему, потому что у каждого своя специализация.
В прошлые выходные мой взгляд упал на земляную осу, которая тащила куда-то по земле коричневую гусеницу больше её самой (возможно свою личинку), я начал следить за ней, более того я любопытства ради взял прутик и отбил у нее гусеницу. Оса стала быстро бегать взад и вперед явно ища её (подслеповата что ли). Я подбросил ей гусеницу, она опять её схватила и потащила в прежнем направлении. И только тут я увидел её норку в земле куда она направлялась. Отпустив добычу она сначала задом залезла в норку и затащила за собой личинку скрывшись в норе. Через некоторое время она вылезла из норы и задними лапками быстро закидала вход и улетела. Все действия осы были сознательными сообразно ситуации.
Везде в колониях ЖС протекает своя жизнь со своим порядком и коммуникацией, которые мы полностью не знаем. Для природы мы все равны, что население термитника, что население человеческого мегаполиса. И не надо думать, что природой Будды обладает только человек. Природой Будды обладают все ЖС. Человеческое сознание не стоит абсолютизировать, оно всего лишь специализация вида хомо сапиенс, подобно быстроте гепарда, силе и всеядности медведя или ловкости обезьяны. Сознание - продукт эволюции живой биоматерии, причем они неразрывны и едины. С распадом клеток тела исчезает иллюзорная личность, Я, сознание этого тела. Причем то сознание, которым мы сейчас обладаем - это результат узкой внутривидовой коммуникации (дети-маугли выросшие в джунглях не обладают нашим сознанием). Внутривидовая коммуникация - это необходимость выживания, развития и прогрессирования вида. Многие виды успешны в своем развитии без человеческого сознания.
Что же такое природа Будды? Это естественное развитие всех ЖС в гармонии с природой Земли. Я не зря написал Земли и вот почему. Обычное человеческое сознание не является универсальным явлением вселенной. Это "продукт" эволюции жизни на Земле с учетом её условий. Ученые доказали, что во вселенной существуют миллионы планет, на которых возможно существует жизнь, но эти формы жизни отличны от наших, так как на разных планетах различные условия для эволюции ЖС и не факт, что "сознание" инопланетянина будет адекватным человеческому. Однако Будда открыл новую более высокую ступень сознания. Сознание Будды - это беспристрастное сознание, где нет дихотомии добра и зла, потому оно безмолвно и спокойно, это космическое сознание. Полагаю, что именно сознание Будды является универсальным во вселенной.