Высшая мудрость. Раскрытие сути глобальных понятий.
Одним из результатов грандиозной духовной работы стало создание шри ауробиндо интегральной и супраментальной йоги, или пурна йоги, которая не только заключает в себе синтез всех основных направлений и школ йоги, разработанных в Индии, но и, в совокупности со всеобъемлющим мировидением шри ауробиндо, представляет собой самый широкий и многогранный синтез духа и материи.
"Противопоставление духа и материи, созданное нашим практическим восприятием и длительной привычкой ума, в действительности не имеет под собой фундаментальной реальности. Мир един во всех своих разнообразных проявлениях, и в основе его лежит единство в многообразии …. Неотъемлемое единство, порождающее бесконечное многообразие, является его основанием и началом; постоянная гармонизация за видимым разделением и борьбой, примиряющая все возможные противоречия и различия для достижения безграничных целей в тайном сознании и воле, которое всегда остается единым и полновластно распоряжается всем своим сложным многомерным действием, похоже, является подлинным характером мира на среднем этапе; поэтому мы должны прийти к выводу, что полное осуществление проявляющихся в мире воли и сознания и торжество высочайшей гармонии должны быть его завершением.
Субстанция - это форма самого сознания, над которой оно работает, и материя является одним полюсом этой субстанции, а дух - другим. Два эти полюса в действительности едины: дух - это душа и реальность того, что в своем чувственном ощущении мы воспринимаем как материю; материя - это форма и тело того, что мы постигаем как дух. "Жизнь Божественная", с. 240-241.
Своим глобальным видением шри ауробиндо объединяет все высокие искания и познания человечества:
Поиск человеком бога, который в конце концов становится самым пылким и поглощающим из его исканий, начинается с первых смутных попыток проникнуть в глубь природы и ощущения чего-то скрытого и неведомого и в себе, и в ней ….
Но только когда знание достигает своих высочайших проявлений, становится возможным достичь его величайшего единства. Ибо высочайшее и обширнейшее видение приносит нам и глубочайшую мудрость, ведь это видение объединяет все знание, постигая его единый всеобъемлющий смысл. Все религии предстают различными путями к единой истине, все философии - многообразными взглядами на разные аспекты единой реальности, все науки объединяются в единой высочайшей науке. Ибо все, чего ищут наше умственное и чувственное знание, а также наше сверхчувственное видение, самым полным и всесторонним образом обретается в единстве бога, человека и природы, а также всего, что скрыто в природе.
Жизнь божественная, с. 699-701.
Он провидит возможность для человека единения с богом на всех уровнях его бытия. При этом он находит истину в каждой религии мира и не отрицает ни одного из этих возвышенных устремлений человечества, но, наоборот, в его всепримиряющем видении каждая религия получает возможность высшей полноты самоосуществления, основанной на всеобъемлющей духовной истине. Таким образом, он предлагает также синтез религии и духовности, ведущий к божественному преобразованию всей жизни человека и человечества:
"Философии и религии спорят о приоритете того или иного аспекта бога, и различные йогины, риши и святые отдают предпочтение той или иной философии или религии. Наша задача - не обсуждать их, но реализовать и стать ими всеми, не следовать какому-то одному аспекту, исключая все остальные, но объять бога во всех его аспектах и за их пределами".
Собр. Соч., т. 17, с. 62.
"Божественное преображение обычной жизни человека и торжество его извечных усилий по развитию умственной и этической культуры в личности и обществе в итоге этого всеохватывающего распространения совершенного духовного бытия могло бы должным образом увенчать как индивидуальное, таки коллективное наше устремление. Такое свершение, будучи не чем иным, как воплощением во внешнем мире царствия небесного, утвержденного внутри человека, стало бы также подлинным осуществлением идеала, которого так или иначе ищут все религии мира. Синтез йоги, с. 49-50.
Вместе с тем, шри ауробиндо следующим образом характеризует подлинную духовность:
"Духовность в Сути Своей - это Осознание Внутренней Реальности Нашего Существа - Духа, Души, Истинного"я", которое отличается и превосходит наши ум, жизнь и тело, а также - внутреннее стремление познать, ощутить, быть этим "я", войти в соприкосновение с высшей реальностью за пределами вселенной и пронизывающей вселенную, реальностью, которая пребывает и в нас самих, достичь сопричастности ей и единения с нею, и кроме того - изменение, преобразование, трансформация всего нашего существа в результате этого стремления, соприкосновения, единения, рост или пробуждение к новому становлению или новому бытию, новому "я", новой природе".
Жизнь божественная, с. 857.
При этом можно видеть, что выдвигаемое шри ауробиндо возвышенное духовное преобразование нашего бытия естественно и гармонично включает в себя также и синтез индивидуального и коллективного его аспектов. И это - еще одна уникальная черта мировоззрения шри ауробиндо:
"Интегральное преобразование, к которому мы стремимся, не было бы реальным или даже возможным, если бы оно ограничивалось индивидуальной реализацией. Поскольку в своем божественном совершенстве мы должны полностью реализовать себя не только в собственных бытии, жизни и любви, но и в бытии, жизни и любви всех остальных, то распространение нашей свободы и ее плодов на всех наших собратьев стало бы неизбежным следствием и, кроме того, окончательной целью нашего освобождения и совершенства. Значит, такого рода усилия, неизбежные в процессе интегрального преобразования, рано или поздно должны привести к расширению индивидуальной реализации до масштабов всего человечества".
По материалам работ шри ауробиндо. Использованы фрагменты из предисловия к эпосу шри ауробиндо "Савитри".