Учимся полноценно жить повседневной жизнью!
Начни прямо сейчас?
Мою собаку не беспокоит смысл жизни. Она может заволноваться, не получив своего завтрака. Но она не станет рыскать вокруг, беспокоясь о том, реализовала она свои способности или нет, достигла ли она освобождения или просветления. Пока она получает какое-то количество пищи и немножко любви, ее жизнь прекрасна.
Но мы, люди, не похожи на собак. Наш ум эгоцентричен и создает массу трудностей. В случае если мы не поймем, насколько ошибочен наш образ мыслей, наше самосознание, которое порой приносит нам величайшее блаженство, может стать ловушкой.
Все мы в некоторой степени считаем жизнь трудной, запутанной и жестокой. Даже когда все идет хорошо - что иногда случается - мы беспокоимся, что вряд ли так будет продолжаться дальше. В зависимости от того, каким было наше прошлое, мы приходим к зрелости с очень запутанным представлением об этой жизни. В случае если бы я вам сказала, что ваша жизнь прекрасна, целостна и совершенна именно такая, какая она есть сейчас, вы решили бы, что я сошла с ума. И в то же время в каждом из нас есть что-то такое, что точно знает, что мы безграничны, беспредельны.
Представление о жизни как о сложной головоломке, приносящей массу страданий, борется в нас с глубокой убежденностью в том, что природа жизни безгранична, беспредельна. Давайте попробуем поискать решение этой головоломки.
Первый подход состоит в поисках решения вовне, а не внутри себя. Для начала это можно сделать на самом обычном уровне. На свете существует много людей, которые считают, что если у них появится машина больших размеров, более красивый дом, или они лучше проведут отпуск, будут иметь босса, который их лучше понимает, или более интересного партнера, их жизнь сразу наладится. Все мы через это проходим. Но постепенно все "Если бы" исчерпываются. Таким образом, если бы я имел то или это, моя жизнь сразу бы наладилась". Никто из нас еще не избавился окончательно от этих "Если бы". Прежде всего нужно избавиться от них на самых грубых уровнях.
Все мы потратили много лет на то, чтобы построить обусловленное отношение к жизни. Существует "я" и существует "вещь" вне меня, которая может либо повредить, либо доставить мне удовольствие.
Всю свою жизнь мы пытаемся избежать того, что причиняет вред или неприятности. Мы обращаем внимание на объекты, людей или ситуации, которые, по нашему мнению, могут причинить боль или доставить удовольствие, стремясь избежать первых и добиваясь вторых.
Так поступают все без исключения. Мы отделяемся от жизни, рассматриваем ее, анализируем, судим, ищем ответа на вопросы: "что сделать, чтобы этого избежать? Может ли это доставить мне удовольствие, или я должен от этого бежать? " Мы этим с утра до вечера заняты. Под внешней любезностью и благополучием скрывается страшное беспокойство.
Стоит глубже заглянуть в любого, и вы увидите страх, боль и беспокойство, готовые выйти из-под контроля. Все мы умеем так или иначе скрывать это состояние.
Мы слишком много едим, слишком много пьем, слишком много работаем. Мы слишком много телевизор смотрим. Мы постоянно делаем что-нибудь, чтобы скрыть свое экзистенциальное беспокойство. Некоторые люди так до самой смерти живут.
С годами становится все хуже и хуже. То, что может выглядеть не таким уж плохим, когда вам двадцать пять, в пятьдесят становится просто страшным. Всем известны люди, которых с тем же успехом можно было бы считать мертвыми: они настолько находятся в плену своих узких суждений, что все вокруг им причиняет такую боль, как будто это происходит с ними самими. Пропадает гибкость и радость жизни.
Такая мрачная перспектива ждет всех нас, если мы не опомнимся и не осознаем тот факт, что с жизнью надо что-то делать.
Я вообще не считаю, что мы должны освобождаться от чего бы то ни было. Я считаю, что единственное, что мы должны сделать, - это все пережить. В случае если мы будем заставлять свой ум что-то делать, мы опять вернемся к тому самому дуализму, от которого хотим избавиться. Лучший способ освобождения от мыслей - замечать возникающие мысли и осознавать их.
Не имеет значения, какова ваша жизнь, я призываю сделать именно ее вашей практикой.
"Прошлое Непостижимо, Настоящее Непостижимо, Будущее Непостижимо". Итак, все мы где мы? В прошлом? Нет. В будущем? Нет. В настоящем? Нет, нельзя даже сказать, что мы находимся в настоящем.
Не существует ничего, на что бы мы могли указать, говоря: "Это Настоящее", не существует границ, определяющих настоящее.
Все, что мы можем сказать, это "У нас Есть Именно Этот Момент". И невозможно измерить его, определить его, поймать его, даже просто увидеть, что это такое. Он неизмерим, безграничен, бесконечен. Вот и все, что у нас есть.
Мы - люди, и наделены умом, который может думать. Мы помним, что причиняет нам боль. Мы постоянно мечтаем о будущем, о приятных вещах, которые хотелось бы иметь, или о том, что с нами должно произойти. Все, что происходит в настоящее время, мы фильтруем через свое отношение типа: "мне это не нравится. Я не хочу этого слышать.
Я могу даже забыть об этом и начать думать о том, что должно произойти". Это происходит постоянно: кружение, кружение, кружение, постоянное стремление повернуть жизнь так, чтобы она стала приятной, обеспечила нам покой и безопасность, чтобы мы чувствовали себя хорошо.
Но пока мы так поступаем, мы никогда не видим этого здесь - и - сейчас, этого самого момента. Мы не можем его увидеть, потому что мы все фильтруем.
Вы ничего не можете удержать. Мгновение, которое вы пытаетесь удержать, изменяется.
А теперь давайте представим ситуацию из повседневной жизни. Предположим, вы работаете на авиазаводе и вам сообщают, что правительственный контракт подходит к концу и, вероятно, не будет возобновлен. Вы говорите себе: "я лишусь работы. Я лишусь своих доходов, а у меня семья, которую я должен содержать. Это ужасно! " Что происходит после этого? Ваш ум начинает снова, снова и снова рассматривать эту проблему. "Что же со мной будет? Что мне делать? От волнения мысли несутся все быстрее и быстрее.
Нет ничего плохого в том, чтобы строить планы на будущее. Нам нужно строить планы. Но когда мы расстроены, мы не можем строить планов, мысли преследуют нас. Мы сотни возможных вариантов решения проблемы прокручиваем. И что же происходит, если мы не знаем, что значит практиковать с беспокоящими мыслями? Эти мысли вызывают эмоции, и возбуждение усиливается.
Любое эмоциональное возбуждение от ума исходит. И если мы позволяем этому долго продолжаться, часто наступает физическое исгощение или умственная депрессия. Таким образом, если ум не может справиться с ситуацией, осознав ее, это должно сделать тело. Оно должно помочь нам выйти из этого состояния.
Тело как будто говорит: "Если вы не Можете Справиться с Этим, я Надеюсь, я Смогу это Сделать". Так мы получаем очередной насморк, очередную сыпь, очередную язву - в зависимости от того, к чему мы больше склонны. Неподготовленный ум к болезни приводит. Я не собираюсь осуждать. Я не знаю никого, кто бы не болел, включая себя саму. Когда желание поволноваться слишком велико, мы создаем себе трудности.
В жизни существует единственная вещь, на которую всегда можно положиться: жизнь - такая, как она есть. Давайте обсудим это более подробно. Представьте себе, что есть нечто, чего вы страстно желаете: например, вступить с кем-то в брак, достичь более высокого положения или видеть своего ребенка здоровым и счастливым.
Но жизнь, такая, как она есть, может быть прямо противоположной тому, чего вы хотите. Вы не знаете, вступите ли вы в брак с этим человеком. В том случае, если да, он может завтра же умереть. Вы можете достичь или не достичь более высокого положения. Вполне вероятно, что вы его достигнете, но вы не можете полагаться на это. Вы не можете полагаться ни на что.
Жизнь всегда своим путем идет. Так почему мы не можем ни на что положиться? Почему это так трудно? Что нас всегда беспокоит? Представьте себе, что ваше жизненное пространство уничтожено землетрясением и вы потеряли руку и все свои сбережения. Сможете вы после этого полагаться на жизнь, как она есть? Можете ли вы быть всем этим?
Секрет жизни состоит в том, чтобы доверять вещам таким, как они есть. Но мы не хотим об этом даже слышать. Я могу быть абсолютно уверена в том, что в следующем году моя жизнь должна измениться, стать другой, но ведь всегда существует только путь.
Я не могу на это полагаться, ведь завтра у меня может случиться сердечный приступ, и если он у меня должен быть, он у меня будет. Я могу опираться только на ту жизнь, какая есть.