Учимся чувствовать прану.
В этом нет ничего сложного, и лучшее место для этого - йога - зал.
В йоге понятие праны как жизненной энергии занимает одно из ключевых мест. С праной связываются все жизненные проявления, движения, мышление да и сама жизнь. А также смерть и даже посмертные изменения в теле. Аналогичное понятие жизненной энергии - ци - существует и в цигун
. Почему же такая важная штука за пределами нашего восприятия остается? Почему мы не можем чувствовать движение и деятельность праны в нашем теле? Есть несколько причин.
Прана - дело тонкое.
Ресурсы праны в теле весьма ограничены, потому что мы бесконтрольно ее расходуем преимущественно на жизненную суету, на поддержание своего личностного и социального статуса, иллюзорных представлений о себе, о других людях, о жизни и о нашем месте в ней. В случае если количество праны увеличить, например, посредством тех или иных энергетических практик, почувствовать ее намного проще. Так же, как ураганный ветер ощущается намного сильнее, чем легкое дуновение. В теле обычного человека прана медленно движется. Причина этого - множественные энергетические блоки. Они, как запруды на реке, замедляют течение праны и вызывают ее скопление в одних местах и дефицит в других. И те, и другие места подвержены развитию патологических процессов, сопровождающихся болью. Запруды "эти, Кстати, мы Ощущаем и Нередко Характеризуем их как"ком в горле", "тяжесть в груди" и так далее.
Меньше мыслей, больше ощущений.
Другая причина заключается в том, что мы просто вообще не умеем чувствовать. В ответ на предложение что-то почувствовать мы вместо того, чтобы сконцентрироваться на своих ощущениях, склонны рисовать какие-то образы в уме. Думать мы умеем намного лучше, чем чувствовать. Но ведь в нашем теле постоянно что-то происходит. И если застыть на мгновение, любой может почувствовать биение своего сердца, самопроизвольное напряжение отдельных мышц в ответ на какую-то мысль или эмоцию и другие внутренние ощущения. В этом нет никакой мистики, но ведь мы этого не делаем, не чувствуем свое тело вообще. Неудивительно, что мы не можем отследить гораздо более тонкие ощущения.
Про Колумба.
Понятие праны не входит в нашу мировоззренческую концепцию, для нее просто нет места в нашей картине мире. А сознанию свойственно отметать, не замечать явления, которые нам неизвестны. Для иллюстрации уместно вспомнить версию о том, что когда корабли Колумба подплывали к берегам Америки и уже были хорошо видны с берега, индейцы их не видели. Просто не замечали. Потому что корабли не существовали в их представлениях о мире, не соответствовали руслу их мышления, их знаниям и опыту. И только когда местные жрецы заметили необычную рябь на поверхности воды, они, анализируя это явление, смоги увидеть корабли. И когда они рассказали об этом, корабли увидели все люди. Конечно, никто не поручится за достоверность этой истории, но смысл особенностей нашего восприятия она передает. Примерно так же происходит с праной.
Это она!
И наконец, последнее: мы все время от времени прекрасно чувствуем движение праны в теле, просто не понимаем, что это она и есть. Проявления праны могут быть совершенно различные. Это может быть ощущение разливающегося тепла, ползания мурашек, покалывания, желание потянуться и так далее. В разных ситуациях у разных людей это ощущается по-разному. Вызвать и почувствовать эти ощущения совершенно не сложно.
Как научиться чувствовать прану?
В этом нет ничего сложного, и лучшее место для этого - йога - зал. На занятиях асаны "Раскрывают" тело, а пранаямы "раскачивают" потоки праны. Нужно просто сохранять сосредоточенность во время практики, не рассеивать внимание на посторонние мысли и концентрироваться на внутренних ощущениях. Концентрироваться так же, как мы вслушиваемся в едва различимые звуки или всматриваемся в мелкий шрифт. Какие ощущения присутствуют? Где они локализуются? В каком месте тела они выражены наиболее?
Еще один способ почувствовать действие праны - это использовать способы управления ею, в частности бандхи, которые позволяют увеличивать амплитудность асан. Но это эксперименты для опытных практиков. Например, в скрутках в положении сидя, таких, как матсиендранасана, делаем выдох и на задержке дыхания, делаем мулабандху. В течение 1-3 секунд по телу пройдет волна, докручивая корпус. То же самое можно делать в наклонах (уттанасана, пашчимоттанасана и т. д.: на задержке дыхания после выдоха делаем уддияна бандху. Наклон более глубоким станет.
Даже если сразу не получается, не оставляем попыток, пробуем. Навык очень быстро выработается. И тогда все получится, и прана перестанет быть красивым словом из книжки и станет совершенно явным, ясным и понятным явлением, а восприятие реальности выйдет за пределы обыденного мироощущения. Мы станем лучше понимать состояние и потребности своего тела и души.
Когда праны много и она свободно циркулирует в теле, это проявляется творческими порывами, озарениями и вдохновением, желанием действовать, созидать, любить. Что как раз и происходит при регулярной практике йоги.