Треугольник карпмана. Треугольник карпмана - типичная связь трех основных проблемных ролей в человеческих отношениях.
Автор этой идеи - Стивен (или Стефан) карпман, продолжатель идей Эрика Берна.
Согласно этому взгляду, все многообразие ролей, лежащее в основе игр, в которые играют люди, может быть сведено к трем основным - преследователя виноватых, жертвы преследования и спасателя. Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь и постоянную смену.
Карпман пишет: "три драматические роли этой игры - спасатель, преследователь и жертва - являются на самом деле мелодраматическим упрощением реальной жизни. Мы видим себя щедрыми спасателями благодарной или неблагодарной жертвы, праведными преследователями нечестивых и жертвами жестоких преследователей.
Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность, как актеры на сцене, которые знают, что живут вымышленной жизнью, но должны делать вид, что верят в ее подлинность, чтобы создать хороший спектакль. При этом мы никогда надолго не задерживаемся в одной роли".
Основное содержание игры.
Жертва провоцирует окружающих, чтобы кто-то выступил в роли преследователя. Вариант: преследователь находит того, кто в чем-то виноват, и начинает жертву преследовать: обвинять, требовать, наказывать. Далее жертва доказывает, что она здесь ни при чем, что во всем виноваты все другие, включая самого преследователя, и ищет своего спасателя, демонстрируя свои страдания и свою беспомощность. Спасатель включается в игру, старается помочь жертве и защищить ее от преследователя, но, поскольку это только игра в спасание, он ничего не добивается. За это жертва обвиняет спасателя, после чего он превращается в жертву преследования, а он в преследователя.
Выход за рамки треугольника карпмана.
Главное, что вам нужно знать о треугольнике карпмана, так это то, что вам там не место. Какая бы роль вас там ни привлекала или какую бы роль вам настойчиво ни предлагали - вам не место в этом треугольнике. Треугольник карпмана - реальность, но только для бестолковых людей, которые живут чувствами, не имеют четких целей и не умеют себя контролировать. Чем более разумен человек, чем он в большей степени в авторской позиции, помнит свои цели и обдуманно их реализует, тем реже он попадет в этот сумасшедший дом. Как все это реализовать конкретно?