Остановка ума. Суть и методы остановки мышления.
Иногда хаос мыслей, неподдающийся никакой дрессировке, захлестывает сознание весьма подготовленного искателя с такой силой, что тот начинает думать о своей полной несостоятельности. О труднооборимой природе шаткого манаса - хаотического человеческого ума - говорят практически все духовные учения: от бхагавадгиты и йоги патанджали до ауробиндо гхоша.
Духовный искатель и тем более ученик, независимо от того, к какой традиции он ближе, должен сделать несколько шагов.
В первую очередь, примите непреклонное намерение сделать все, чтобы научиться управлять своим умом, что предполагает:
Умение пристально и безоценочно наблюдать за течением мыслей;.
Умение останавливать их и удерживать их как можно более долго в неподвижном, спокойно - безмолвном состоянии;.
Умение концентрировать мысли и ум на каком-либо объекте и даже сливаться с ним;.
Умение легко и свободно переключать внимание.
Вы должны научиться делать это во чтобы - то ни стало.
Важный метод овладения умом - привязывание его к каким-либо естественным процессам, таким как ходьба, движения, дыхание. Присоедините внимание ума к процессу дыхания, внимательно наблюдая за тем, как у вас ритмично расширяется и сужается грудная клетка, надувается и расслабляется живот, входит и выходит из ноздрей воздух.
Это поможет вам накопить энергию, поскольку сознание, сосредоточенное на дыхании, которое само по себе является мощным энергетическим процессом, начинает извлекать из воздуха скрытую в нем энергию - прану. Энергетически заряженный ум легко и без напряжения можно удерживать в состоянии спокойствия. Ненужные мысли из ментального пространства выветриваются.
Еще один эффективный способ овладения умом: перемещение его из пространства головы в любую зону тела - в живот с центром дань - тянь или в область груди с центром анахата. В узком пространстве головы уму всегда тесно и по большому счету дискомфортно. К тому же он не получает там достаточного импульса живительной энергии.
В других энергетических центрах и зонах энергии значительно больше, и она несколько иного качества. Потому полезно соединять, например, умственную энергию с эмоциональной или, как советуют даосы, отпускать тяжелое умственное внимание из головы в центр жизненной силы, находящейся в центре нижней части живота. Внимание! Только в том случае, если удастся оторвать внимание или ощущение "я" от сферы головы, то постепенно человек начинает выбираться на свободу. Это поможет остановить ум и повысить психоэнергетический потенциал.
Некоторые традиции, например ряд школ буддизма, а также кришнамурти, предлагают метод, основанный на понимании глубинной неустойчиво - иллюзорной природы ума. Он основан на пристальном всматривании в пространство ума и попытке увидеть рождение мыслей в самый момент их зарождения и понять, почему они рождаются.
Лишь в том случае, если ученик научится делать это упражнение и станет применять его как можно чаще, он поймет, что ум вместе с мыслями - это иллюзия, и все его движения и прыжки также иллюзорны, поскольку они помещены в гигантский континуум свободы и пустоты. Тогда ум останавливается и сознание сливается с пустотой.
Методов остановки ума очень много. Некоторые из них, восходящие к суфийской и дзэнской традициям, основаны на парадоксах, внезапное столкновение с которыми выбивает ум из его привычного сонного шевеления в пространстве головы и вызывает состояние, близкое к шоку. Именно в момент короткой ментальной неподвижности, возникшей под мощным воздействием силы неожиданности, на человека может снизойти озарение - оцепеневший ум перестанет мешать прохождению более высоких энергий.
Ошибки при работе с умом.
Мало узнать правильные методы остановки ума - важно научиться их правильно применять. При работе с умом духовный искатель обычно делает две самые распространенные ошибки. Он либо не дорабатывает над собой, в результате чего ум оказывается сильнее его неустойчивого внимания, либо перерабатывает, вкладывая в личную практику по остановке ума столько усилий, что это начинает вредить духовному развитию человека, который просто отучается мыслить.
Иногда ученик начинает отождествляться с каким-либо одним методом, в результате чего его развитие становится однобоким. Я знал одного раджа - йога, который настолько интенсивно давил на свою мысль, стремясь остановить ум, что в итоге притупил остроту ментального восприятия мира и теперь не может прочитать больше трех страниц текста.
Человек жил с хаотичным умом многие годы, а теперь пытается обуздать его в течение нескольких месяцев и с обидой видит, что высоких результатов пока нет, потому что на все требуется время. Блаватская утверждала, что за редчайшими исключениями, лишь подтверждающими правило, быстрые результаты в подобных случаях невозможны, так же как невозможно заставить благоухать бочку, в которой много лет находилось масло из-под сельди, ароматом нектара, налитого час назад.