Одним миром мазаны: чем опасны обобщения?
Выражение это древнюю историю имеет. Не раз я убеждался, что те, для кого оно является излюбленным, с этой историей незнакомы. Речь здесь не о мире, как думают многие, а о специальном масле миро, которым в церкви совершали миропомазание. Варили его один раз в год, в чистый четверг. Но масло новое обычно добавляли в старое. Так и появилось выражение "Одним Миром". Раньше говорили: "Мы Одним Миром Мазаны", что означало "мы одной веры".
Теперь этот фразеологический оборот исключительно негативный характер приобрел. Все они одним миром мазаны или просто: все они там. Остальное понятно. Уроды, рвачи, мошенники, негодяи, развратники, убийцы. Чего вообще в сердцах не скажешь? Не стоит акцентировать.
Но устойчивость оборота в последнее время стала вызывать во мне сопротивление, а порой даже испуг. Ряд тех, кто "все Одни Миром", растет день ото дня: чиновники, полицейские, врачи, судьи, учителя, узбеки, кавказцы, фармацевты, депутаты, олигархи, актеры, спортсмены. Получается целая армия врагов, и вся она направлена против одного, беззащитного человека.
Настроения понятны эти. Безнаказанность зла, неправедно нажитое богатство, самоуправство, жестокость, беззаконие - все это вызывает негодование. Не меньше любого из вас радуюсь, когда судят взяточника, мошенника или полицейского, забившего насмерть подростка. И, напротив, мне больно и противно, когда дают срок невиновному и выпускают на свободу криминального авторитета. А потому и развитие гражданского общества, и организация гражданских институтов, и политическая активность нужны нам как воздух.
Но "все они там" - позиция все-таки очень скверная. Я не говорю уже о том, что она неплодотворна. Когда "все они там", значит, никто. Позиция эта безответственна, потому что нельзя бороться с целым социальным слоем, целой профессиональной группой или с целым народом. Лишь в том случае, если вы, конечно, не вынашиваете в тихой душе кровавую революцию.
Кроме того, а может быть, прежде всего, она несправедлива. По собственной жизни мы знаем, что люди одной профессии, одного должностного статуса, одной национальности - очень разные люди. Огульность - рудимент родового, кланового мышления. Наши и не наши. Так же точно сын крутого чиновника или олигарха будет говорить о тех, кто ездит на метро: все они быдло. Мы - то понимаем, что он жестоко, глупо и нагло не прав. Но, в сущности, это всего лишь калька с обиходного "все они там". Ничего хорошего. А как относятся гастарбайтеры к жителям российских городов?
Но ладно - позиция. Я о состоянии души и сознания говорю. Оно чрезвычайно вредно для психики, лишает человека покоя. Слова произносим мы, не подозревая порой, что они имеют обратную силу. Я наблюдал людей доброжелательных по натуре, веселых, да что там - просто, по - бытовому добрых и всегда готовых прийти на помощь. "Все они там" произносилось ими весело, без злобы, главным образом чтобы подчеркнуть, например, что мы не такие. Но случались ситуации, которые время от времени подкидывает нам жизнь, и в их глазах загоралась готовая агрессия. Собственные слова в сознании как установка отложились. Пойди рядом с ними в этот момент чумные люди на погром, они, пожалуй, и присоединились бы к ним. В порыве святой злобы. Но …. В этом и все дело - святой злобы не бывает.
"Все они там" не предполагает анализа, информированности, попытки разобраться, что к чему, и почему, и кто - кто, и что делать. А представьте теперь, что подросток слышит это с самого детства. Слова, произносимые бездумно, с большой вероятностью превратят и его в бездумное, агрессивное существо. Спорить с такими людьми, что называется, себе дороже. "Ты оправдываешь что их? Ты за них, что ли? "Ответ"я не за них, я за правду" успеха не приносит. Тот, кто бросает упрек, эмоционален, он горит, он в порыве (вот человек), а ты, получается, равнодушный увалень, пытающийся встать над схваткой. Тут нужно терпение и доброжелательность, которых твоему собеседнику в данный момент как раз и не хватает. Внимание! Только в том случае, если ты знаком с историей и следишь за событиями, аргументы должны быть. Надо только научиться их четко артикулировать.
Казалось бы, твое поведение к сути вопроса отношения не имеет. Имеет. Речь об уменьшении количества зла идет. Бросаться с яростью оппонировать значит не убедить, а обидеть, то есть вызвать ответный протест и агрессию уже не на смысл сказанного, а на интонацию. Этого ли мы хотим? Автор: Николай крыщук. Источник: журнал "Psychologies".