Ксенофобия, что значит. Диагностика и лечение
- Ксенофобия, что значит. Диагностика и лечение
- Ксенофобия в современном мире. Причины ксенофобии
- Ксенофобия антоним. Что такое ксенофобия?
- Ксенофобия в россии. Эксперты объяснили рост ксенофобии в России: «Мы превращаемся в животных»
- Ксенофобия у животных. Владимир ИЛЮШЕНКО: "Человек унаследовал ксенофобию от животных"
Ксенофобия, что значит. Диагностика и лечение
Деструктивный страх, депрессия, стресс, апатия, нежелание проявлять жизненную активность – все эти состояния вызывает ксенофобия, при этом как лечить заболевание, достоверно известно только квалифицированному специалисту. Тем не менее, даже он будет бессилен, если пациент сам не захочет искоренить недуг. Немаловажно своевременно приступить к решению проблемы, ведь на запущенных стадиях сложно побороть защитную реакцию и привычки, которые вырабатывались в течение длительного времени.
Основным методом на пути выздоровления считается психотерапия, обычно проводимая в форме:
- бесед;
- тренингов;
- погружения в стрессовую ситуацию и т. д.
В ряде случаев вполне эффективной является терапия посредством гипноза, позволяющая выяснить, что заставило человека бояться или проявлять агрессию к незнакомым людям (или иным взглядам). При необходимости перечисленные виды терапии могут сочетаться с приемом медикаментов, в качестве которых выступают антидепрессанты, либо успокоительные средства. Ксенофобия – синоним страха, поэтому главной задачей станет его преодоление, после чего пациент сможет снова наслаждаться полноценной жизнью.
В последнее время в обществе назрела проблема нравственного воспитания подрастающего поколения. Многим детям в среде сверстников изначально закладываются неправильные ценности. Как лечить ксенофобию у подростков, сможет ответить только опытный доктор, однако, терапия должна проводиться комплексно, то есть учитывать все факторы, воздействующие на личность. Только после исключения внешних негативных воздействий (например, влияние друзей, экстремистскую информацию из Интернета и др.), достигается окончательное выздоровление. Нередко ребенок попадает в секту, в результате чего у него стремительно прогрессирует религиозная ксенофобия. Эту опасную разновидность болезни необходимо лечить только под пристальным присмотром специалиста, который найдет правильный подход к пациенту и устранит последствия «промывки мозгов».
Ксенофобия в современном мире. Причины ксенофобии
Ксенофобия — это болезнь. Она включена в Большую медицинскую энциклопедию.
Считается, что ксенофобия происходит из наших животных инстинктов. В животном мире есть чёткое разделение между видами. Строго соблюдаются законы пищевой цепочки.
Получается, что один вид либо представляет опасность для другого (хищник — жертва), либо создаёт угрозу для территории и достатка в пище (хищник — хищник).
Политические причины ксенофобии
Ксенофобия и патриотизм
Патриотизм (от греч. πατριώτης – соотечественник, лат. patria – отечество) — сильная привязанность к месту, где человек родился, приверженность отчизне, обожание родины.
Патриотизм выделяют как одну из причин ксенофобии. Несмотря на то, что эти понятия несут в себе разную окраску (патриотизм — положительную, ксенофобия — отрицательную), их нередко связывают. Чрезмерное обожание родины может вызывать в человеке страх перед новыми людьми, приезжающими в страну, т. е. мигрантами.
Нередко ксенофобия может стать следствием пропаганды на телевидении или в политических кампаниях, которые не уделяют должного внимания воспитанию толерантности в гражданах.
Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) — уважение того, что другие люди отличаются, и принятие этих отличий без ненависти и злобы.
Отличия могут проявляться как во внешности, стили жизни, предпочтениях в музыке, еде, так и в религиозных или политических убеждениях, культурах и традициях.
Экономические причины ксенофобии
Кто такие мигранты?
Миграция (от лат. migratio — переселение) — процесс, при котором люди и животные (в том числе птицы и рыбы) меняют территорию проживания. А мигрант — это человек, который переезжает жить на другое место: в другой посёлок, город, страну.
Присутствие мигрантов может приводить к появлению ксенофобского настроения. Испытывая страх за будущее своей страны, за ресурсы и возможности, человек начинает бояться чужаков.
Люди обеспокоены тем, что приезжие займут их рабочие места и квартиры. Из-за этого граждане страны лишатся источника дохода и будут вынуждены уехать из своих мест проживания в поисках свободной жилплощади (неважно для съёма или покупки).
Ксенофобия антоним. Что такое ксенофобия?
Понятно?
Ксенофобия (xenos — чужой, рhobos — страх) — это (сначала) страх перед чужим, (а затем) нетерпимость, неприятие чужого.Что понятно: человек всегда опасается, того, чего (или кого) не знает, не понимает.
В советских словарях иностранных слов определение понятия «Ксенофобия» отсутствует. В дореволюционном 1912 года, впрочем тоже, но там поясняются противоположенные слова «Ксеномания» — чрезмерное пристрастие ко всему чужому; и «ксеноман» — любитель всего чужого. Есть ещё «ксенократия» — господство чужеземцев, чужеземное владычество.
Как рассказывает Википедия , ксенофобия — прежде всего чувство, то есть субстанция, не подающаяся доводам рассудка, иррациональная. Присутствие ксенофобии у людей — дань их животному происхождению (человек ведь произошел от обезьяны, не так ли?), потому что у представителей фауны имеется так называемое явление этологической изоляции: невозможность или затруднение свободного скрещивания между особями одного вида.
Так что ксенофобией «больны» все люди (при наличие свободных кресел в городском транспорте каждый вновь входящий старается занять такое, а не подсесть к незнакомому человеку), но протекает «болезнь» по-разному. Кто-то «страдает» в легкой, практически незаметной, особенно в молодости, форме, другим неприязнь к чужому удается контролировать, третьи проявляют агрессию.
Ксенофобия часто имеет выборочный характер. Одни «чужие» не вызывают страха, агрессии, раздражения. Другие — наоборот. Тогда термин «ксенофобия» уточняется: антисемитизм — ненависть к евреям, русофобия — ненависть к русским, расизм — ненависть к людям другого цвета кожи.
Считается так же , что проявление ксенофобии в обществе тем сильнее, чем более неблагополучно оно в социальной сфере, то есть там, где выше процент бедных, обделенных, обиженных судьбой и государством, там и неприязнь к чужакам больше. Это тоже понятно. Иностранцы за счет своей мобильности, инициативности (а другие на чужбину не едут) часто живут лучше аборигенов, что вызывает зависть, злобу последних. В то же время сытые, обустроенные, защищенные законом и самим жизненным укладом люди более благодушны.
Ксенофобия — мощное оружие в руках власть предержащих. Направить негатив своих в чем-то ущемленных действительностью граждан против чужаков, которых обвинить в этой ущемленности легче легкого, а не по адресу жиреющих на народе чиновников — мечта любого государства, особенного того, в котором не развиты институты гражданского общества.
.
Ксенофобия в россии. Эксперты объяснили рост ксенофобии в России: «Мы превращаемся в животных»
В понедельник социологи «Левада-центра» сообщили , что у нас с вами опять зачесался национальный вопрос. Общероссийское репрезентативное исследование населения показало, что за год ксенофобия в стране прилично выросла.
Например, доля граждан, которые поддерживают националистическую идею «Россия для русских» (а эта доля снижалась с 2014 года), выросла с 10 до 19%. Из опрошенных 39% считают нормальными дискриминационные объявления о сдаче жилья или приеме на работу (социологи приводят примеры: «Сдам русской семье» или «Кавказ просьба не беспокоить»), 29% относятся к ним с «пониманием», а 10% одобряют. Больше всего таких ответов в Москве – 63%.
Рейтинг же «не лучших» для проживания в стране этносов возглавляют цыгане (рост с 17 до 32%), китайцы (с 15 до 31%) и вьетнамцы (с 12 до 26%). С 58 до 67% выросла доля россиян, считающих, что правительство должно ограничивать приток мигрантов.
Социологи «Левада-центра» пояснили, что россияне таким образом на фоне ухудшения потребительских и социальных настроений россияне «перенаправляют раздражение на «Другого». Подобное не раз наблюдалось «в периоды экономического неблагополучия и социальных трансформаций».
Перевожу как могу с русского научного на бытовой — жить стали хуже, но виноваты в этом не мы сами, а кто-то еще. Надо кого-то обвинить, не себя же любимого.
Вот, например, что думает по этому поводу ведущий эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин:
- В обществе идет накопление негативных эмоций. Выплескивать раздражение на кого-то надо. А на кого у нас можно выплеснуть раздражение? Ну, во-первых, на власть. Можно выплеснуть раздражение в интернете, но с оглядкой. Так что люди либо анонимно выражаются, либо на кухне по-старинке.
Второй объект для раздражения — Запад. Интересно, что негативное отношение здесь уменьшается. Уходит сильная антизападная эмоция, уходит ощущение великого противостояния, существенно снизился крымский эффект, сплачивающий и объединяющий.
Ну и кто остается у нас? Всякие «чужие внутри страны». Интересно, что на первое место вышли цыгане. Это очень показательно. Традиционно у нас чужой воспринимался в двух контекстах. Один контекст — это угроза жизни, безопасности, здоровью. Второй — конкуренция за работу. Вот сейчас, поскольку в экономике ситуация осложнилась, у нас фактически стагнация, тема конкуренции за работу хоть и осталась, но значительно ослабла. На первый план выходит тема безопасности. Люди все менее уверенно чувствуют себя в этом мире — и у тебя самого заработок снизился, и уволили знакомого, но при этом ты не чувствуешь, что тебя вытесняют. Поэтому ты оглядываешься вокруг — и у тебя страх по поводу безопасности. Вот таким образом цыгане и принимают на себя такой удар.
То, что говорят социологи и политологи — это, скажем так, первый, внешний, уровень проблемы. О внутреннем мы поговорили с протоиереем Дмитрием Смирновым. Вот, что он сказал:
- Рост ксенофобских настроений связан с общей дикостью. Присутствие на нашей территории представителей других народов и рас оказывает давление. В некоторых классах до половины деток из мусульманских семей. А народ не просвещен светом Христовым, никто не учит, как с этим быть.
Нужна усиленная пропаганда добра и христианства. Это нам соприродно. Это может вернуть к жизни то, что лежит на дне души человека. Но этим никто не занимается.
Интеллигенция выступает против. Они же считают, что светское государство — это что-то совершенно не религиозное. У нас со строительством каждого храма или реставрацией — обязательно битва должна быть. А ведь еще Патриарх Алексий сказал — чем больше храмов, тем меньше тюрем. Неужели не понятно? Нет, начинают — надо 12 тысяч учебников истории, чтобы была толерантность, новые какие-то глупости прививают людям, вместо того, чтобы прививать исконные природные наши ценности.
Надо учить детей христианству, что такое добро, что такое зло, что такое заповеди, какие последствия их нарушения. Мы же превращаемся в животных. Ксенофобия — это чисто животное проявление. По мере вытеснения христианства из сознания, из души, мы превращаемся в животных. Даже одного отряда звери насмерть борются за свои ареалы. Вот и все.
Ксенофобия у животных. Владимир ИЛЮШЕНКО: "Человек унаследовал ксенофобию от животных"
Националистические настроения современной России - опасный сигнал. По мнению ученых, национализм и ксенофобия кроются в первобытных инстинктах, обуздать которые можно лишь совестью, разумом, интеллектом - тем, что отличает человека от животного. "Ксенофобия в переводе с греческого - "страх перед чужим", - рассказывает Владимир Ильюшенко. - Стратегия поведения животных - избегать чужого, мимикрировать или быть готовым сразиться. Первобытный человек унаследовал ксенофобию от животных. Он постоянно жил настороже: чужое, неизвестное в любой момент могло обернуться бедой. Племена, говорящие на другом языке и соблюдающие другие обычаи, демонизировались. Прошли тысячелетия, но древний ксенофобический инстинкт не исчез…
Националистические настроения современной России - опасный сигнал. Не только для национальных меньшинств, но и для русских. По мнению ученых, национализм и ксенофобия кроются в первобытных инстинктах, обуздать которые можно лишь совестью, разумом, интеллектом - тем, что отличает человека от животного. Об этом старший научный сотрудник Института сравнительной политологии РАН Владимир ИЛЮШЕНКО рассказал корреспонденту "Известий" Ольге ТИМОФЕЕВОЙ. - Ксенофобия в переводе с греческого - "страх перед чужим". Это очень точно передает смысл самого явления. Вообще говоря, ксенофобия - закон зоопсихологии, порожденный естественным отбором: в животном мире именно чужой несет опасность. Поэтому стратегия поведения животных - избегать чужого, мимикрировать или быть готовым сразиться. У животных это оправдано, так как опасность реальна. Первобытный человек унаследовал ксенофобию от животных. Он постоянно жил настороже: чужое, неизвестное в любой момент могло обернуться бедой. В первую очередь понятие "чужой" переносили на чужие племена, поскольку угроза - подлинная или мнимая - исходила именно от них. Племена, говорящие на другом языке и соблюдающие другие обычаи, демонизировались. Прошли тысячелетия, но древний ксенофобический инстинкт не исчез. - Получается, национализм уходит корнями в глубокую древность? - В истоках национализма просматривается архаичная психологическая структура, резкое различение между "своими" и "чужими", "мы" и "они". В первобытном обществе "мы" - это всегда "люди" в прямом смысле слова. Тогда как "они" - не совсем люди. Дальнейшая трансформация этой формулы: "они - совсем не люди" - краеугольный камень расистской доктрины. Взять словечко "унтерменш" - "недочеловек", широко применявшееся в нацистской Германии… Все нации и этносы отличаются друг от друга - у них разный исторический опыт, традиции, формы поведения и ценности. Но из этого вовсе не вытекает негативная реакция на все, что исходит от другой нации. Национализм начинается там, где сознание своей особости превращается во враждебную психологическую установку, которая усиливает чувство страха, ненависть, нетерпимость. Другому народу приписывают агрессивность, недоброжелательство и целый спектр отрицательных античеловеческих черт. Зато собственный - наделяют всеми возможными достоинствами, что служит психологическим оправданием негативного отношения к чужакам. - И национальное перерождается в националистическое? - Между национальным и националистическим часто очень тонкая и подвижная грань. Не всегда ее уловишь. Но есть критерий: патриотизм - это любовь к своей родине и своему народу. Национализм - ненависть. К чужому народу, чужой культуре. - Насколько идеи националистов популярны в России? - Просто оглянитесь по сторонам. Все заборы страны пестрят надписями: "Россия для русских", "Бей жидов", "Мочи хачей" - и повсюду свастика. Это наши будни, это лики нашего "патриотизма", намертво сцепленного с национализмом. Они у нас никак не разграничены. Националисты величают себя патриотами - им так удобно. А люди с этим соглашаются. На самом деле патриотизм - прикрытие для националистов и нацистов. Их излюбленная маска. - Что у нас в ближайшей перспективе? - В ближайшие три-четыре года надо ожидать усиления национализма и ксенофобии. Существует такая вещь, как Веймарский комплекс, он возник в Германии накануне прихода Гитлера и основан на унижении и комплексе неполноценности. И желании вернуть величие и отомстить врагам. Вообще объединиться против общего врага легко. Гораздо сложнее объединить людей на почве позитивного идеала. И поэтому постоянно ищут врага. У нас - тот же комплекс неполноценности в связи с утратой статуса великой державы. - А кто враги? - Другие народы. И мы ближе к этническому типу государства, чем к гражданскому. Об этом свидетельствует рост ксенофобии в нашем обществе, выразившийся в убийствах на расовой почве. Сегодня мы, возможно, самая расистская страна в мире.