Психология отношений

Если тебе трудно - значит, ты идешь в правильном направлении. Твой внутренний мир...

Къеркегор, Ницше, Камю, Сартр утверждали, что мужество - это не отсутствие отчаяния, это, скорее, способность действовать вопреки отчаянию.

16.07.2019 в 18:50

Мужество - это не просто одно из достоинств наряду с другими ценными личностными качествами - таким, как любовь или верность. Мужество - это основа всех добродетелей и ценностей и условие их проявления.
Къеркегор, Ницше, Камю, Сартр утверждали, что мужество - это не отсутствие отчаяния, это, скорее, способность действовать вопреки отчаянию.


Английское слово Courage (мужество) имеет одинаковый корень с французским словом Coeur, обозначающим сердце. Точно так же, как сердце, качая кровь к рукам, ногам и мозгу, обеспечивает физиологию органов, мужество делает возможным существование душевных добродетелей. Без мужества другие добродетели отмирают и становятся бледными копиями.
Мужество необходимо человеку для того, чтобы состоялось его бытие и становление. Чтобы "я" стало реальностью, необходимы уважение к себе и вовлечённость в общий процесс. Этими качествами человек отличается от других творений природы. Жёлудь становится дубом благодаря естественным силам роста - никакого его участия при этом не требуется. Точно так же котёнок становится котом - им руководит инстинкт. Для таких существ их природа и их бытие - одно и то же. Но человеческое существо становится действительно человеком только благодаря сознательному выбору и своему участию в нём. Человек приобретает значимость и достоинство путём множества ежедневно принимаемых решений. Принятие этих решений мужества требует. Вот почему Пауль тиллих говорит об онтологическом мужестве: оно является условием нашей жизни.

Физическое мужество.
Мы нуждаемся в новой разновидности физического мужества, которое, с одной стороны, не превращалось бы в безудержную жестокость, а с другой - не культивировало бы в нас идеала эгоцентрической власти над другими. Я предлагаю новую форму физического мужества: использовать тело не для развития мускулатуры, а для воспитания чувств. Это будет означать развитие способности слушать телом, "Мыслить Телом", как говорил Ницше. Это будет оценкой тела как объекта эмпатии, выражением собственного "я" как эстетической категории и неиссякаемого источника наслаждения.
Нравственное мужество.
Я испытываю искушение назвать это "Мужеством Постижения", ибо оно зависит от способности постигать, от умения позволить своему "я" видеть страдания других людей. В случае если мы восприимчивы ко злу, это вынуждает нас противостоять ему. Правда состоит в том, что мы не желаем ни во что вмешиваться, - больше того, мы даже не задаёмся вопросом, прийти ли на помощь к тому, кого несправедливо притесняют. Тем самым мы блокируем своё восприятие, закрываем глаза на страдания других и перестаём ощущать эмпатию по отношению к тем, кто нуждается в помощи. Поэтому в наше время наиболее распространённая форма трусости скрывается за словами: не хочу быть в это замешанным.

Социальное мужество.
Это мужество солидарности с другими людьми, способность поступиться собственным "я" в надежде обрести нечто более важное: человеческую близость. Это мужество внести собственное "я" в качестве вклада в человеческий союз, что требует от каждого предельной искренности. Истинное социальное мужество близость на многих уровнях личности одновременно предполагает.
Парадокс мужества.
Начав действовать, мы должны полностью отдаться делу и в то же время осознавать, что можем совершить ошибку. Верить и в то же время сомневаться - это вовсе не противоречие: скорее, это залог большего уважения к истине, это осознание того, что истина всегда первична по отношению к тому, что может быть сказано или сделано. Ролло мэй - мужество творить.