Искусство черного: символика и значение в истории искусства
- Искусство черного: символика и значение в истории искусства
- Связанные вопросы и ответы
- Какие эмоции и ассоциации вызывает черный цвет в искусстве
- Каким образом использование черного цвета может изменить восприятие произведения
- Какие известные художники предпочитали использовать черный цвет в своих работах
- Как черный цвет влияет на композицию и баланс в искусстве
- Какие материалы позволяют достичь более глубоких оттенков черного цвета
- Какие культурные и исторические контексты связаны с использованием черного цвета в искусстве
- Почему черный цвет считается универсальным и вечным
- В каких периодах искусства черный цвет был особенно популярен
Искусство черного: символика и значение в истории искусства
Черная одежда была символом многих вещей на протяжении всей истории и продолжает очаровывать и интриговать нас по сей день. В искусстве и литературе черная одежда использовалась для представления широкого спектра идей и эмоций. Вот несколько примеров:
- Смерть и траур. В западной культуре черная одежда традиционно ассоциируется со смертью и трауром. Это потому, что черный цвет часто используется для передачи грусти и печали. В литературе и искусстве черную одежду часто носят персонажи, которые потеряли любимого человека или которым грозит смерть.
- Власть и авторитет. Черная одежда также часто ассоциируется с власть и авторитет. Это потому, что черный — это цвет, который вызывает силу, серьезность и формальность. В искусстве и литературе черную одежду часто носят персонажи-лидеры, такие как короли, королевы и другие правители или влиятельные люди.
- Восстание: в некоторых случаях черная одежда – символ бунта. Это связано с тем, что черный цвет также ассоциируется с движениями контркультуры и людьми, отвергающими основное общество. В литературе и искусстве черную одежду часто носят персонажи, которые не боятся бросить вызов авторитету или традиционным нормам.
Кроме того, использование черной одежды также может варьироваться в зависимости от периода времени. или культурный контекст. Например, в некоторых восточных культурах черный цвет традиционно ассоциируется с мудростью и зрелостью, а не со смертью и трауром.
Ниже в таблице приведены некоторые способы использования черной одежды в искусстве и литературе:
Как видите, символизм Черная одежда сложна и разнообразна. Независимо от того, используется ли он для обозначения смерти, власти или восстания, черный остается мощным цветом, способным передать целый ряд эмоций и идей.
Искусство черного: символика и значение в истории искусства
Черная одежда была символом многих вещей на протяжении всей истории и продолжает очаровывать и интриговать нас по сей день. В искусстве и литературе черная одежда использовалась для представления широкого спектра идей и эмоций.
Примеры использования черной одежды в искусстве и литературе
- В литературе, черная одежда может символизировать траур, печаль или смерть.
- В искусстве, черная одежда может быть использована для создания драматического или трагического эффекта.
- В некоторых культурах, черный цвет традиционно ассоциируется с мудростью и зрелостью, а не со смертью и трауром.
История использования черной одежды в искусстве и литературе
Период | Культура | Символизм |
---|---|---|
Античность | Древняя Греция | Смерть, траур |
Викум | Европейская культура | Печаль, траур |
Модернизм | Американская культура | Восстание, протест |
Как видите, символизм Черная одежда сложна и разнообразна. Независимо от того, используется ли он для обозначения смерти, власти или восстания, черный остается мощным цветом, способным передать целый ряд эмоций и идей.
Связанные вопросы и ответы:
1. Каким образом черный цвет используется в искусстве
Черный цвет в искусстве часто используется для создания контраста и подчеркивания ярких цветов. Он может служить для выделения форм и линий, а также для придания произведению глубины и объема.
2. Какое значение несет черный цвет в искусстве
Черный цвет часто ассоциируется с тайной, загадочностью, печалью и смертью. Он может символизировать страх или темные стороны человеческой души. Однако черный цвет также может восприниматься как классический и изысканный.
3. Какие художники чаще всего используют черный цвет в своих произведениях
Многие художники, такие как Мондриан, Казимир Малевич и Франсиско Гойя, активно используют черный цвет в своих работах. Они видят в нем особое выразительное средство, способное передать глубокие эмоции и идеи.
4. Какой эмоциональный отклик вызывает черный цвет у зрителя
Черный цвет часто вызывает у зрителя чувство таинственности, величия и созерцательности. Он может создавать атмосферу загадочности и интриги, заставляя зрителя задуматься над смыслом произведения и его глубиной.
5. Каким образом черный цвет сочетается с другими цветами в искусстве
Черный цвет отлично сочетается с яркими и насыщенными цветами, такими как красный, синий или желтый. Он может выделять их и делать более яркими и выразительными, а также создавать контраст и гармонию в цветовой палитре произведения.
6. Какие ассоциации вызывает для вас черный цвет в искусстве
Для меня черный цвет ассоциируется с загадочностью и элегантностью. Он создает ощущение глубины и таинственности, придавая произведению особую интригу и шарм.
7. Как изменяется восприятие произведения искусства при использовании черного цвета
Черный цвет может изменить атмосферу и настроение произведения, делая его более таинственным или мистическим. Он также способен подчеркнуть драматичность сюжета и создать глубокий эмоциональный отклик у зрителя.
8. Какое значение имеет черный цвет в различных искусcтвах (живописи, скульптуре, архитектуре)
Черный цвет имеет разное значение в различных видах искусства. В живописи он может использоваться для создания контраста и выделения деталей, в скульптуре - для придания объема и глубины, а в архитектуре - для выделения форм и линий здания. В каждом случае черный цвет играет особую эмоциональную и символическую роль, придавая произведению уникальный характер и выразительность.
Какие эмоции и ассоциации вызывает черный цвет в искусстве
Ксения Гусарова, историк моды, кандидат культурологических наук, преподаватель РГГУ:
1. Какова роль цвета в жизни человека?
Восприятие мира в красках составляет базовый горизонт нашего опыта. Мы видим цветные пятна до того, как научаемся различать и именовать предметы вокруг нас, а также на картинах и фотографиях. И независимо от степени нашей визуальной искушенности этот первичный уровень «считывания» действительности всегда с нами, особенно когда мы сталкиваемся с чем-то непривычным и непонятным. «Свежесть» подобного восприятия оказывается крайне востребованной в искусстве, где цвет нередко становится главным героем произведения (в первую очередь, в абстрактной живописи, но также и в фигуративной, когда художник отказывается от принятых колористических условностей в пользу неожиданных цветовых решений).
Положение «по ту сторону» языка и теоретических построений способствует тому, что цвет часто мыслится как «объективный» феномен. Однако к концу XX века в естественных науках сложилось представление о том, что наше восприятие цвета зависит не от длины световых волн, отражаемых предметом (идея, восходящая к «Оптике» Ньютона), а от паттернов нейронной активности — то есть рождается внутри нас, а не приходит извне. Неустранимая субъективность, обнаруживающаяся, таким образом, у самых истоков цветового впечатления, многократно усиливается историческими, социальными и культурными условиями, в которые помещен наблюдатель. То, какие цвета вообще оказываются замеченными, выделенными из бесконечного переливающегося многообразия спектра; считаются ли те или иные оттенки приятными или отталкивающими, здоровыми или опасными; представления о сочетаемости цветов и их уместности в той или иной ситуации — все это переменные, варьирующиеся от эпохи к эпохе, от региона к региону, от сообщества к сообществу.
Каким образом использование черного цвета может изменить восприятие произведения
Практически каждое творение художников имеет в своей основе историю, которая вдохновляет их на творчество. Так однажды к Огюсту Ренуару в мастерскую ворвались возбужденные студенты художественной школы и начали говорить наперебой, что они вдохновленные светло-прозрачной палитрой художника, «выбросили тюбики с черной краской в Сену!».
Ренуар в свою очередь пытался доказать молодым бунтарям насколько важен черный цвет в природе, а в живописи особенно, так как в зависимости от освещения, он имеет множество различных оттенков и придает работе неповторимое звучание.
Под впечатлением от этого спора Ренуар напишет картину «Зонтики», которая станет настоящей симфонией черного цвета. И, как видим - в шелке и в бархате, в глубине корзины, на полях шляпы и на верхушках раскрытых зонтов, в кожаных перчатках и в детских сапожках он прозвучал по-разному. Однако чисто черного цвета мы на картине совершенно не увидели, так как художник создал его иллюзию при помощи других цветов и оттенков.
К слову, в 20 веке это полотно исследователи просвечивали рентгеном и доказали, что художник писал его в 2 захода с интервалом, как минимум в 5 лет. Чувствуется его разная манера письма в противоположных углах холста. Да и в одежде некоторых персонажей получилась нестыковка во времени в связи со сменой моды. Но эта разница едва уловима и воспринимается только зорким взглядом эксперта. Но в целом это полотно создает очень мощное живописное впечатление.
Затронув черный цвет в творчестве Ренуара, невозможно не вспомнить об еще одной его картине "Девушки в черном", где также не прослеживаются признаки чисто черного. Эксперты эти два полотна приписывают к периоду творческого кризиса Ренуара, когда он заявил, что “дошёл до конца импрессионизма” .
Но как бы там ни было - «Зонтики» стало одним из самых гармоничных полотен художника, которое еще при жизни мастера заняло достойное место в музее – рядом с произведениями признанных мастеров живописи.
Какие известные художники предпочитали использовать черный цвет в своих работах
Цвет – это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения (см. физика цвета ).
Цвет доступен не всем животным на Земле . Полное цветное зрение есть у птиц и приматов, остальные в лучшем случае различают некоторые оттенки, в основном красный.
Появление цветного зрения связано с образом питания. Считается, что у приматов оно появилось в процессе поиска съедобных листьев и зрелых плодов. В дальнейшей эволюции цвет стал помогать человеку определять опасность, запоминать местность, различать растения, определять по цвету облаков надвигающуюся погоду.
Цвет, как носитель информации, в жизни человека стал играть огромную роль.
Цвет – как символ . Информация о предметах или явлениях, окрашенных в определенный цвет, объединились в образ, который сделал из цвета символ. Этот символ меняет свое значение от ситуации, но всегда понятен (он может быть не осознан, но принят подсознанием).
Пример: красный в «сердечке» — символ люби. Красный цвет светофора – предупреждение об опасности.
С помощью цветовых образов можно донести до читателя больше информации. Это лингвистическое понимание цвета .
Пример: Надел я черный цвет,
В душе надежды нет,
Постыл мне белый свет.
Цвет вызывает эстетическое удовольствие или неудовольствие .
Пример: Эстетика выражается в искусстве, хоть оно состоит не только из цвета, но и формы и сюжета. Вы, не зная почему, скажете, что это красиво, а это искусством назвать нельзя.
Цвет влияет на нашу нервную систему, заставляет учащается или замедляться сердцебиение, влияет на обмен веществ и т. д.
Например: в комнате, выкрашенной в синий цвет кажется прохладней, чем есть на самом деле. Потому что, синий замедляет наше сердцебиение, погружает нас в покой.
С каждым столетием цвет все больше и больше несет для нас информации, и теперь есть такое понятие как «цвет культуры», цвет в политических движении и обществ.
Как черный цвет влияет на композицию и баланс в искусстве
Сделать чистый черный цвет не получится, но можно получить оттенок близкий к нему, смешав краски в правильном соотношении. Для получения цвета близкого к черному смешивают краски с разными составами – водорастворимые, густые, масляные и красители в твердом виде.
8
Сделать черный цвет из красок можно смешивания в определенных пропорциях основные цвета
Каждый пигмент может иметь свои особенности при смешивании из-за индивидуальной палитры, консистенции или процесса соединения.
Независимо от выбранного типа красок, схемы смешивания цветов считаются универсальными и подходят для любых пигментов.
Цветовая схема | Пропорция |
Ярко-красный + ярко-зеленый | К красному пигменту постепенно добавляют меньшее количество зеленого. Если смешивать цвета одновременно, результат будет близким к коричневому. |
Желтый + красный + синий | Цвета смешивают в равном соотношении. Один из цветов преобладает, если нужен определенный оттенок. |
Синий + коричневый | Цвета смешивают в равной пропорции. Схема больше подходит для акварельных красителей. |
Пропорции для каждой схемы могут меняться в зависимости от выбранного красителя или от нужного результата. В результате смешивания могут получить мягкие, средние и насыщенные оттенки черного цвета.
9
Вне зависимости от выбранного типа красок, процесс смешивания происходит примерно одинаково.
- Готовят нужные цвета для смешивания. Выбирают нужную палитру красок для получения черного.
- Наносят краски на палитре по отдельности или сразу.
- Смешивают краски до получения нужного тона.
Какие материалы позволяют достичь более глубоких оттенков черного цвета
Черный цвет популярен во всем мире, однако в мире моды этот цвет вызывает споры. В то время как некоторые могут отвергнуть черную одежду как безвкусную или обычную, другие считают ее важным элементом любого гардероба. Это не только классический цвет, черный также оказывает психологическое воздействие на тех, кто его носит.
Психологические эффекты черной одежды многочисленны, поскольку этот цвет имеет разное значение для разных людей. Одно из возможных объяснений того, почему черный является таким желанным цветом, заключается в том, что он может передать ощущение силы, элегантности и изысканности. Ношение черного цвета может придавать сил, так как люди обычно воспринимаются как сильные и уверенные в себе, когда носят этот цвет. Он также вызывает чувство таинственности, поскольку черный цвет часто ассоциируется с неизвестным.
- В черном цвете вы чувствуете себя более уверенным в себе: исследование, проведенное Калифорнийским университетом, показало, что люди, которые одетые в черное чувствовали себя более доминирующими, чем те, кто был одет в любой другой цвет. Ношение черного цвета поможет повысить вашу уверенность в себе, заставит вас чувствовать себя более уверенно и уверенно.
- Черный цвет придает вам ощущение профессионализма. Черный цвет часто ассоциируется с утонченностью и профессионализмом. Например, ношение черного цвета на собеседовании при приеме на работу может передать ощущение компетентности и авторитета, что повысит ваши шансы на получение работы.
- Черный цвет может улучшить вашу концентрацию: другое исследование показало, что люди, которые носят черное, имеют повышение способности сосредотачиваться и концентрироваться. Исследователи предположили, что ношение черного цвета может помочь людям стать более внимательными, что приведет к повышению производительности труда.
Черная одежда также имеет культурное и историческое значение. В некоторых культурах, таких как Китай и Индия, черный цвет ассоциируется с трауром и похоронами. На западе черный обычно ассоциируется с горем и печалью. Тем не менее, черный цвет также может символизировать восстание, поскольку его отстаивают различные контркультурные движения, такие как панк и готика.
В целом, ношение черного цвета может иметь серьезные психологические последствия. Носите ли вы его, чтобы повысить уверенность в себе, выглядеть более профессионально или просто потому, что он заставляет вас чувствовать себя хорошо, черный цвет всегда будет занимать свое место в мире моды.
Важно отметить, что черный цвет может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на людей. Поэтому очень важно понимать контекст, в котором носят черную одежду.
Какие культурные и исторические контексты связаны с использованием черного цвета в искусстве
В эпоху неолита люди использовали черные камни в погребальных обрядах. Иногда к ним добавляли фигурки темного цвета. Такая практика существовала на территории Египта и Ближнего Востока. Но эти цвета в то время ассоциировались с плодородной землей и символизировал возрождение после смерти. Анубиса в Древнем Египте всегда рисовали черным цветом. Обожествленные цари и царицы также изображались чернокожими. В Египте черный не был зловещим и опасным цветом. Негативные ассоциации были связаны с красным цветом, а точнее с его багровым оттенком.
В Библии черный цвет ассоциировался с чем-то негативным и плохим. Черными были враги Израиля и божественные проклятия. Это цвет первозданного хаоса и смерти. Только свет является источником жизни. Христос – свет миру. Ад- черно-красный. И красный там горит, но не освещает. Поэтому черный и красный стали цветами дьявола.
В культурах Античности чёрный был демоническим и противопоставлялся белому. Тартар (царство мёртвых) было темным и мрачным. Античные поэты называли зависть, злобу, гибель, яд — чёрными. Гомер в «Илиаде» часто писал, что персонаж «гибели чёрной избегнул».
В древних религиях преисподняя скорее монохромная, без красного цвета. Там нет огня, потому что огонь и красный носили положительный характер, это священная стихия. В подземном мире холод и тьма. В такой тьме и мраке находится преисподняя в греческой мифологии, где восседает Аид на черном троне. И самое глубокое место для преступников – тартар- тоже окутано тьмой, с озерами серы и кипящей смолы. Обитель Аида во все времена описывалась черной.
У римлян преисподняя практически не отличалась от греческой, и она тоже чёрная. В период ранней Римской республики черный цвет применяли во время похорон в виде статуэток и росписей. Чуть позже стали надевать темную одежду. Так зарождается традиция траура. Название используемого траурного цвета означает невзрачную темную шерсть серого или коричневого цвета. В период Римской империи черный цвет утратил свои позитивные ассоциации. Теперь за черным цветом тянется шлейф из прилагательных – грязный, печальный, жуткий, коварный, жестокий, смертоносный.
Почему черный цвет считается универсальным и вечным
К вопросу использования черного цвета в акварели художники подходят по-разному.
Предлагаю вам посмотреть на этот вопрос с точки зрения художника Джона Ловетта, перевод чьей статьи мы вам предлагаем:
Студенты часто спрашивают, использую ли я в своих картинах акварель черного цвета. Если не считать нескольких экспериментов с черной гуашью, то мой ответ - нет.
Я считаю, что готовый черный цвет в акварели слишком мертвый и нейтральный. Это, безусловно, вносит в картину значительную долю тонального контраста. Но, делая темные тона либо холодными, либо теплыми, мы придаем работе гораздо больше жизни.
Моя цветовая палитра очень проста.
При использовании прозрачного желтого (Индийский Желтый или Хинакридон Золотой) можно смешать чрезвычайно насыщенные темные тона. Их можно "согреть", добавив больше Ализарина и Хинакридона Золотого, или "охладить", добавив больше Ультрамарина.
А тщательно сбалансированная смесь оттенков, при необходимости, даст вам нейтральный темный цвет.
Чтобы смешать действительно насыщенные темные тона в акварели , важно использовать много пигмента и очень мало воды.
- Не мойте кисть между погружениями в разные цвета на палитре - это только разбавит смесь. Убедитесь, что у вас выдавлено много краски - вы не сможете смешать темные тона с минимальным количеством краски на палитре.
Перманентный Малиновый Ализарин, Хинакридон Золотой и Французский Ультрамарин можно смешивать для получения теплого, нейтрального или холодного черного.
Эффект теплых и холодных темных оттенков можно увидеть на этих двух скетчах ниже.
Темный оконный проем в первом примере окрашен в теплый темный цвет и кажется более близким и менее прозрачным, чем холодная отступающая темнота во втором примере.
Теплый темный оконный проем кажется тесным и плотным. Прохладный темный оконный проем создает ощущение прозрачности и кажется отдаляющимся.
Мы можем использовать в своих картинах уходящую/наступающую природу холодных/теплых темных оттенков. Регулируя цветовую температуру черного, мы можем управлять ощущением глубины в нашей работе.
На этой картине холодный черный цвет в тенях и пустотах здания отступает. Теплые черные оттенки пальм на переднем плане выдвигаются, разделяя деревья и здания, добавляя впечатление глубины.
Как получить нейтральный черный цвет в акварели
Иногда тени на картине могут казаться плоскими и безжизненными. Обычно это происходит потому, что они нейтральны и не склоняются в сторону прохладных или теплых оттенков.
Чтобы решить эту проблему и вернуть эти участки картины к жизни, достаточно лишь немного добавить в них чистого Ультрамарина или Ализарина.
Темные тени под полосатым навесом оживают благодаря нескольким мазкам Ультрамарина. В данном случае я использовал ультрамариновую гуашь прямо из тюбика.
При высыхании гуашь становится ровной, непрозрачной и более заметна на темных тонах, чем подобный акварельный оттенок.
Здесь область нейтральной темноты оживлена несколькими пятнами чистого Ализарина Малинового.
На рисунке ниже Ультрамариновая Синяя гуашь была добавлена к некоторым оконным стеклам в фокусной области, а так же в тень под аркой туннеля. Это помогло разбавить сплошную нейтральную темноту, добавило картине разнообразия и создало ощущение глубины пространства.
Легко попасть в ловушку, если просто наносить темные оттенки, не задумываясь об их цветовой температуре.
Удивительно, насколько простая настройка на тепло или охлаждение, а так же добавление нескольких пятен ультрамарина или ализарина могут повлиять на динамику цвета вашей готовой работы.
Автор статьи: John Lovett. Перевод: Анна Орлова.
В каких периодах искусства черный цвет был особенно популярен
Как работают разные типы контраста и с чем их едят — часть первая.
«Ночной дозор», Рембрандт Харменс ван Рейн
Человек легче воспринимает и «обрабатывает» объекты в сравнении: мы понимаем, что леди Димитреску высокая, потому что можем соотнести её рост с другими персонажами:
Источник
В рисунке эти различия нужны, чтобы сфокусировать внимание зрителя на главном объекте:
Иллюстрация влияет на зрителя, когда в ней есть напряжение и контраст. Чем больше различий между несколькими объектами — тем сильнее контраст.
Польский художник Мариуш Становски в книге «Теория и практика контраста»
Контраст не стоит особняком от остальных инструментов изобразительного искусства, он идёт рука об руку с тоном, цветом, светотенью, композицией и пр. Знание основ контраста помогает в расстановке акцентов.
Контраст нужен, чтобы:
- оценить и сравнить объекты
- построить композицию
- отделить объекты друг от друга или от фона
- сделать акцент на чём-то
- усилить глубину рисунка и обозначить плановость
Благодаря этому рисунок лучше:
- заинтересовывает
- фокусирует внимание
- передаёт смысл картины
- вызывает эмоции
- запоминается
Катинка Дийкстра и Ноа ван Донген в своём исследовании обнаружили, что люди лучше запоминают и оценивают более контрастные картины. Однако с контрастом надо знать меру: его недостаток делает работу скучной, а избыток может запутать зрителя.
Мало — это когда всё съел и ещё хочется. А много — это когда уже ничего не хочется.
Мультсериал «38 попугаев»
Типы контраста
Контрасты можно разделить на две большие группы: изобразительные и смысловые.
Изобразительные контрасты
Изобразительные — это визуальная составляющая картины. На схеме ниже показаны основные из них:
Это первая публикация из серии, в которой мы подробно рассмотрим тоновый и цветовой контрасты. Во второй статье мы расскажем об остальных типах и о том, как не потерять внимание зрителя.
Тоновый (тональный) контраст
Тон определяет, насколько предмет тёмный или светлый в определённых условиях. Глядя на мир, мы отличаем один предмет от другого благодаря тону.
Чёрный и белый – два противоположных цвета, самый контрастный способ обозначения света и тени. Между ними – бесконечная градация серого.
Чем сильнее разница между светом и тенью, тем сильнее контраст. Возьмём для примера 8 тонов, где 1 – это чёрный, а 8 – белый.
Сравним несколько из них:
Мы видим, что чем дальше тона расположены друг от друга на шкале, тем больше они контрастируют друг с другом. Обратите внимание на тон №6: рядом с более темным тоном №3 он смотрится насыщеннее, чем с более светлым тоном №4.
Как это выглядит на эскизах:
Степени контраста из книги «Искусство иллюстрации» Эндрю Лумиса
По мере того, как тени становятся темнее, свет кажется ярче, хотя на самом деле его тон одинаков на всех рисунках.
Чтобы не перегружать рисунок и обеспечить хорошую читаемость, Эндрю Лумис в книге «Искусство иллюстрации» предлагает использовать одну из четырёх тоновых схем. В них чередуются три основных тона:
- серые и чёрные тона на белом;
- чёрный, белый и тёмно-серый на светло-сером;
- чёрный, белый и светло-серый на тёмно-сером;
- серые и белые тона на чёрном.
Четыре тональных схемы Лумиса
И для каждой из них приводит пример:
- Темные фигуры на снежной равнине: первая схема;
- Фигуры на песчаном пляже, освещённом солнцем: первая или вторая схема;
- Небольшая лодка в открытом море: вторая или третья схема;
- Человек с фонарём: четвертая схема.
С помощью нескольких вариаций можно пойти дальше, за пределы чётко определённых четырёх схем. Можно взять в качестве фона два тона вместо одного и обыграть на этом фоне остальные тона. А можно взять один или два тона и чередовать на более обширных частях композиции.
Эндрю Лумис
Степень контраста зависит от задачи, которую вы перед собой ставите. Если у вашего рисунка, например, мрачное или меланхоличное настроение, для него вполне может подойти слабый или средний тональный контраст.
Небольшие зарисовки в двух-трёх тонах — хороший способ попрактиковать тональный контраст, прежде чем рисовать чистовой вариант:
Упражнения на использование тональных схем из книги «Искусство иллюстрации» Эндрю Лумиса
Как только художник определился с акцентами и контрастами, он может приступать к работе с цветом. Разобравшись с тоном, автор может позволить себе использовать практически любой цвет, лишь бы тот не нарушал общий тон.