Йога зримая и незримая: три раздела внутренней йоги.
В тибете йога к тайному знанию относится. Не потому, что она доступна только избранным, ведь ценность знания в том, что оно может принести пользу огромному числу существ. Подлинная йога является тайной прежде всего потому, что ее невозможно увидеть глазами или пощупать, нельзя выразить словами и символами, нельзя кому-то продемонстрировать. Мы используем движения тела, произнесение звуков, концентрацию ума, но все это лишь частные вспомогательные аспекты, цель которых - обнаружить глубокое знание самих себя, своего собственного существования и индивидуальности, выйти за пределы двойственности "Себя" и "другого".
Три великие традиции внутренней йоги, сохранившейся в тибете и основанной на принципе сущностной недвойственности, это "Всеобъемлющая Йога", или маха - йога, "последующая йога", или ану - йога, и "изначальная йога", или ати - йога. В восьмом веке гуру падмасамбхава принес это знание в тибет из уддияны, древней страны на северо-западе Индии, где зародился тантрический буддизм ваджраяны, и только совсем недавно оно стало доступно всему человечеству. Но даже будучи доступным, это знание продолжает быть тайным, потому что очень трудно для понимания. Хотя наше лицо всегда с нами, но пока не найдется зеркало, наше лицо остается для нас самих тайной. Зеркало не меняет нас, но помогает лучше себя понять. Точно так же, внутренняя йога - это зеркало, благодаря которому мы можем узнать свою истинную природу, обрести знание, которое приносит свободу.
Игорь берхин. Лекция в "Открытом Мире", Москва, 08. 06. 2012