Вацлав нижинский биография личная жизнь. Личная жизнь танцовщика
- Вацлав нижинский биография личная жизнь. Личная жизнь танцовщика
- Ромола де пульсцкий нижинский. Свадьба Ромолы Пульски и Вацлава Нижинского, тогда бывшего любовником Дягилева, стала полной неожиданностью не только для труппы, но и для самих молодоженов. Увы, она почти стоила танцовщику карьеры.
- Вацлав Фомич нижинский tamara nijinskaya. Отрывок, характеризующий Нижинский, Вацлав Фомич
- Нижинский и дягилев. Провальные балеты хореографа Русских сезонов
- Кира нижинская. Сегодня день рождения Вацлава Нижинского
Вацлав нижинский биография личная жизнь. Личная жизнь танцовщика
Биография и личная жизнь Вацлава Нижинского всегда находились под пристальным вниманием его поклонников. Сейчас уже не секрет, что Нижинский был гомосексуалистом. В молодости у него были интимные отношения с князем Павлом Дмитриевичем Львовым, позже его любовником стал Сергей Дягилев.
При этом он был официально женат. Это произошло, когда в 1913 году труппа уехала на гастроли в Южную Америку. На корабле он познакомился со своей поклонницей, аристократкой из Венгрии Ромолой Пульской. Достигнув места назначения, они заключили официальный брак в одной из южноамериканских стран. Это случилось 10 сентября 1913 года. Причем брак был тайным, о нем они не известили даже своих родственников.
Сергей Дягилев узнал о произошедшем от своего слуги Василия, который был приставлен к Нижинскому, чтобы присматривать за ним. Личная жизнь Вацлава Нижинского находилась под постоянным контролем. Сам Дягилев на гастроли в Южную Америку не поехал. Василий отправил телеграмму своему начальнику, тот моментально впал в бешенство, решив изгнать танцовщика из труппы. Фактически этот эпизод положил конец его карьере, которая так головокружительно начиналась.
Дело в том, что отношения между Дягилевым и Вацлавом Нижинским до этого момента строились на полном доверии. Танцовщик не подписывал со своим антрепренером никаких контрактов и не получал официального жалования, в отличие от других артистов, работавших у Дягилева. За Нижинского Дягилев просто везде платил сам, танцовщик не задумывался о деньгах и своем будущем. Именно поэтому тому удалось избавиться от своей главной звезды без каких-либо проволочек.
Большое влияние оказала личная жизнь на биографию Вацлава Нижинского. После разрыва с Дягилевым он оказался без средств к существованию и без работы.
Ромола де пульсцкий нижинский. Свадьба Ромолы Пульски и Вацлава Нижинского, тогда бывшего любовником Дягилева, стала полной неожиданностью не только для труппы, но и для самих молодоженов. Увы, она почти стоила танцовщику карьеры.
20 сентября 1913 года модный аргентинский журнал Сaras y Caretas опубликовал в разделе светской хроники две фотографии под заголовком «Свадьба танцовщика Нижинского». На первой жених и невеста ждут, пока их брак зарегистрируют в загсе № 13 Буэнос-Айреса. На второй пара выходит из храма Архангела Михаила после венчания.
Свадьба случилась в разгар первого латиноамериканского турне «Русского балета» и стала полной неожиданностью не только для труппы, но и для самих молодоженов.
Свадебные фотографии Нижинских в светской хронике журнала Caras y Caretas за 20 сентября 1913 года. Фото: Biblioteca Nacional de España
Нижинские после венчания в храме Архангела Михаила в Буэнос-Айресе 10 сентября 1913 года. Фото: Archivo General De La Nación Argentina
К началу XX века для разбогатевших на мясе и зерне аргентинских аристократов деньги перестали быть проблемой. Эти люди знали, что могут привезти к себе из Европы кого угодно: лучших архитекторов, скульпторов, инженеров, артистов. Латиноамериканцы предлагали гонорары, от которых невозможно было отказаться. Руководитель «Русского балета» Сергей Дягилев не стал исключением. Он подписал контракт и отпустил на гастроли в Аргентину и Бразилию главную звезду труппы — своего 24-летнего возлюбленного Вацлава Нижинского. Сам пересечь Атлантику импресарио не мог: он с детства панически боялся большой воды.
К тому моменту Дягилев и Нижинский были вместе уже пять лет. Ревнивый 41-летний руководитель «Русского балета» полностью контролировал жизнь молодого артиста, включая общение с семьей и все финансовые вопросы. Свободным Вацлав был только на сцене. Дягилев и подумать не мог, что начинающая 22-летняя венгерская балерина Ромола Пульски, с которой заключили контракт только потому, что многие танцовщицы в последний момент отказались плыть, представляет для него угрозу. Но влюбленная в Нижинского Пульски мечтала отбить его у Дягилева.
Вацлав Фомич нижинский tamara nijinskaya. Отрывок, характеризующий Нижинский, Вацлав Фомич
Я отрицательно покачала головой. Пока я ещё вообще почти что ничего здесь не понимала – ни про королевский побег, ни про «плохих людей», но решила просто смотреть дальше, ничего больше не спрашивая.– Эти плохие люди обижали короля и королеву, и хотели их захватить. Вот они и пытались бежать. Аксель им всё устроил… Но когда ему было приказано их оставить, карета поехала медленнее, потому что король устал. Он даже вышел из кареты «подышать воздухом»… вот тут его и узнали. Ну и схватили, конечно же…
Погром в Версале Арест королевской семьи
Страх перед происходящим… Проводы Марии-Антуанетты в Темпль
Стелла вздохнула… и опять перебросила нас в очередной «новый эпизод» этой, уже не такой счастливой, но всё ещё красивой истории…
На этот раз всё выглядело зловещим и даже пугающим.
Нижинский и дягилев. Провальные балеты хореографа Русских сезонов
Сергей Дягилев почти сразу пригласил Нижинского в Русские сезоны . На парижскую сцену в 1911 году Нижинский впервые вышел в балете «Призрак розы», который сразу же прославил молодого танцора.
А уже через год артист представил здесь собственный спектакль — «Послеполуденный отдых фавна». Его хореография была далека от традиционной: без изысканных сложных движений, с угловатыми статичными позами — на их создание Нижинского вдохновили изображения с древнегреческих ваз. Нимфы были обуты в сандалии и начинали шаг с пятки, а не с носка, как в классическом танце.
В Париже разразился настоящий скандал. Город разделился на два лагеря. Владелец газеты «Фигаро» Гастон Кальмет опубликовал в ней статью «Ошибка»: «Мы увидели фавна, необузданного, с отвратительными движениями скотской эротики и совершенно бесстыдными жестами. И всё. Заслуженные свистки сопровождали чересчур экспрессивную пантомиму похотливого животного, омерзительного спереди и еще более омерзительного в профиль. Подобные анималистические реалии истинный зритель никогда не приемлет». Огюст Роден, поклонник Русского балета и Нижинского в частности, писал в ответной статье: «…ни в одной роли Нижинский не был так бесподобен и восхитителен, как в «Послеполуденном отдыхе фавна». Никаких прыжков, никаких скачков — ничего, кроме мимики и жестов полусонного животного… Он обладает красотой античных фресок и статуй; он — идеальная модель, по которой тоскует каждый художник и скульптор».
Балет «Весна священная» был еще более неожиданным для публики. Его сюжет рассказывал о языческом ритуале весеннего жертвоприношения, в котором девушка, которую «дарили» земле, исступленно танцевала до смерти. Авангардную музыку к балету — с диссонансами и резкими переходами между тональностями — написал Игорь Стравинский . Декорации и кричащий грим придумал Николай Рерих . А Нижинский выстроил хореографию: балерины танцевали с завернутыми внутрь носками и вздернутыми плечами.
Люди свистели, оскорбляли актеров и композитора, кричали, смеялись… Споры зрителей не ограничились словесной перепалкой и в конце концов перешли врукопашную. Богато разодетая дама, сидевшая в ложе бенуара, встала и дала пощечину молодому человеку, свистевшему рядом… Принцесса П. покинула ложу со словами: «Мне шестьдесят лет, но из меня впервые осмелились сделать дуру». В этот момент разъяренный Дягилев крикнул из своей ложи: «Прошу вас, господа, позвольте закончить спектакль»… Я бросилась за кулисы — там было не лучше, чем в зрительном зале. Танцовщики стояли чуть не плача, их била нервная дрожь… Единственный спокойный момент наступил, когда пришло время танца Избранницы. Исполненный такой неописуемой силы и красоты, он обезоружил даже неукротимую аудиторию. Эту партию, требующую от балерины неимоверных усилий, превосходно станцевала Мария Пильц.
Нижинского по-прежнему превозносили как танцора, но его авангардные балеты зрители приняли лишь со временем. «Послеполуденный отдых фавна» и «Весна священная» вошли в постоянный репертуар Сезонов через несколько лет. А улицу в швейцарском городе Монтре, где работал Игорь Стравинский, даже назвали в честь балета — улицей Священной Весны.
Кира нижинская. Сегодня день рождения Вацлава Нижинского
Вацлав Фомич родился в 1899 (по другим данным в 1890) году в Киеве, позже его семья обосновалась в Санкт-Петербурге, где он и закончил Императорскую балетную школу, где впервые вышел на сцену Мариинского театра.
В 1909 году он с блеском выступил в первом дягилевском Русском сезоне, стал открытием для европейской публики, ведущим танцовщиком, а затем и хореографом сезонов. Он - создатель балетов «Весна священная», «Послеполуденный отдых фавна», «Игры» и «Тиль Уленшпигель». Среди созданных им, в качестве танцовщика, образов, пожалуй, самыми известными являются Золотой раб, Призрак розы и Петрушка.
Вацлав Нижинский - Золотой раб
Его помнят не только как выдающегося танцовщика - с высоким прыжком, прекрасным баллоном и впечатляющей элевацией. Он стал одним из реформаторов балетной сцены, привнес на нее экспрессионизм, отошел от непререкаемых классических канонов и дал возможность своим танцовщикам двигаться так, как того требовал сюжет и идея постановки, а не правила. Он танцевал сердцем, полностью отдавался танцу. Даже на фотографиях, мне кажется, это видно.Однако в жизни Вацав Фомич был человеком довольно замкнутым, если не сказать - нелюдимым. Его женитьба на непрофессиональной танцовщице Ромоле де Пульски поразила всех. Во время многодневного перехода через Атлантику, когда труппа направлялась на гастроли в Буэнос-Айрес, Ромола безуспешно пыталась познакомиться с "Малышом" (так они с подругой называли Нижинского между собой). Вацлав просто забывал ее лицо, и каждый раз знакомство было "как впервые". Но в один из вечером приятель Нижинского по труппе постучал в каюту к Ромоле со словами: "Вацлав Фомич спрашивает, согласны ли вы выйти за него замуж?".
Женитьба на Ромоле поставила крест на дружеских отношениях с Сергеем Павловичем Дягилевым, который стал считать танцовщика чуть ли не предателем, а Ромолу не любил. Впрочем, это было взаимно. Однако, к чести Дягилева, в трудные для семьи Нижинских годы, он им помогал.
Брак с Ромолой, рождение первой дочери - Киры - вызвали неприятие у многих творческих людей, сподвижников Нижинского в реформации театра. Кира родилась в 1914 году. "В этом сезоне ваше произведение - дочь?" - насмешливо спрашивал Нижинского Жан Кокто.
Судьба Нижинского сложилась так, что в 24 года он навсегда оставил Россию. А в 28 лет закончил карьеру танцовщика. Не по своей, конечно, воле - тяжелое психическое заболевание навсегда закрыло ему путь на сцену.
Его жизнь в сознании была короткой, но очень яркой - зрители всей Европы рукоплескали "Русскому Вестрису", он был на острие не только балетного театра, но и всего искусства в целом. Дягилев, Бенуа, Роден, Кокто, Стравинский - все эти Художники так или иначе оставили след в жизни Нижинского. И наоборот.
Я не знаю, как вас, а меня личность Вацлава Нижинского очень занимает. Я люблю читать о нем, рассматривать фотографии. Может, по современным меркам его исполнительская манера и хореографические находки никого бы не удивили, но в свое время - кто бы додумался танцевать так, как он.
"Послеполуденный отдых Фавна"
"Шехерезада!