Сказка про красную шапочку.
Жила - была милая маленькая девочка по имени красная шапочка. Однажды мать послала ее отнести бабушке пирожок и горшочек масла. Путь пролегал через лес, где она встретила соблазнителя - волка. Девочка ему лакомым кусочком показалась. Волк уговорил ее погулять в лесу, погреться на солнышке и собрать цветы для бабушки. Пока девочка развлекалась в лесу, волк отправился к бабушке и съел старую леди. Когда девочка наконец прибыла, волк, притворившись бабушкой, попросил ее прилечь рядом на кровать
. Девочка вскоре усомнилась, что перед ней действительно старая леди. Тогда волк съел красную шапочку, очевидно, не прожевывая. Но потом пришел охотник и спас девочку, разрезав волку живот и заодно освободив бабушку. Затем красная шапочка помогла охотнику набить волчий живот камнями. Согласно другим версиям, девочка звала на помощь, и охотник убил волка топором в тот момент, когда волк собирался съесть красную шапочку.
Перед нами опять разыгрывается сцена похищения. Могучее животное девочку обманным путем завлекает. Волк любит есть детей, но вместо девочки в его животе оказываются камни. С точки зрения "Марсианина", эта история вызывает целый ряд интересных вопросов. Он принимает ее на веру целиком, вместе с говорящим волком, хотя с таковым никогда не сталкивался. Но, размышляя о случившемся, он гадает: "что все это может означать? "и"что представляют собой люди, с которыми это могло случиться? " Сказка о красной шапочке с точки зрения марсианина.
Однажды мать послала красную шапочку отнести пирожок бабушке, которая жила за лесом. По дороге девочка волка встретила. Вопрос: какая мать пошлет маленькую девочку в путь через лес, где водятся волки? Почему она не отнесла еду сама или не пошла с дочерью? Внимание! Только в том случае, если бабушка столь беспомощна, почему мать позволяет ей жить одной в отдаленной хижине? Но если уж девочке обязательно надо было идти, то почему мать не запретила ей останавливаться и заговаривать с волками? Из истории ясно, что красная шапочка не была предупреждена о возможной опасности. Ни одна настоящая мать не может быть в действительной жизни столь беспечной, поэтому создается впечатление, будто мать совсем не волновало, что произойдет с дочерью, или она решила от нее избавиться. В то же время, едва ли найдется другая такая же бестолковая маленькая девочка. Как могла она, увидев волчьи глаза, уши, лапы и зубы, все еще думать, что перед ней ее бабушка? Почему не бросилась бежать из дома? И кем же она была, если потом помогала набивать волчий живот камнями! В любом случае, всякая добрая девочка после разговора с волком не стала бы собирать цветочки, а сообразила бы: "Он Собирается Съесть мою Бабушку, Надо Скорее Бежать за Помощью".
Даже бабушка и охотник не свободны от подозрений. Таким образом, если посмотреть на эту историю как на драму с участием реальных людей, причем увидеть каждого со своим собственным сценарием, то мы заметим, как аккуратно (с точки зрения марсианина) их личности сцеплены друг с другом.
1. мать, видимо, стремится избавиться от дочери с помощью "Несчастного Случая", чтобы в конце истории разразиться словами: "ну разве это не ужасно! Нельзя даже пройти по лесу без того, чтобы какой-нибудь волк. 2. волк, вместо того, чтобы питаться кроликами и прочей живностью, явно живет выше своих возможностей. Он мог бы знать, что плохо кончит и сам накличет на себя беду. Он наверное читал в юности Ницше (если может говорить и подвязывать чепец, почему бы ему его не читать. Девиз волка: "Живи с Опасностью и Умри со Славой".
3. бабушка живет одна и держит дверь незапертой. Она, наверное, надеется на что-то интересное, чего не могло бы произойти, если бы она жила со своими родственниками. Может быть, поэтому она не хочет жить с ними или по соседству. Бабушка кажется достаточно молодой женщиной - ведь у нее совсем юная внучка. Так почему бы ей не искать приключений?
4. охотник - очевидно, это тот спаситель, которому нравится наказывать побежденного соперника с помощью милой маленькой особы. Перед нами явно подростковый сценарий.
5. красная шапочка сообщает волку, где он может ее снова встретить, и даже залезает к нему в постель. Она явно с волком играет. И эта игра заканчивается для нее удачно.
В этой сказке каждый герой стремится к действию почти любой ценой. В том случае, если брать результат таким, каков он есть на самом деле, то все в целом - интрига, в сети которой попался несчастный волк: его заставили вообразить себя ловкачом, способным одурачить кого угодно, использовав девочку в качестве приманки. Тогда мораль сюжета, может быть, не в том, что маленьким девочкам надо держаться подальше от леса, где водятся волки, а в том, что волкам следует держаться подальше от девочек, которые выглядят наивно, и от их бабушек. Короче говоря: волку нельзя гулять в лесу одному. При этом возникает еще интересный вопрос: что делала мать, отправив дочь к бабушке на целый день?
Лишь в том случае, если читатель увидит в этом анализе цинизм, то советуем представить себе красную шапочку в действительной жизни. Решающий ответ заключается в вопросе: кем станет красная шапочка с такой матерью и с таким опытом в будущем, когда вырастет?
Отрывок из книги Эрика Берна "игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры".