Путь йоги. Порядка 2500 лет назад жил мудрец патнджали, он сформулировал концепцию восьмиричного пути йоги.
Понимание этой последовательности очень важно для любого практикующего, т. к. именно такое распределение и именно в этой последовательности является правильным (адекватным), а если последовательность нарушать, то это чревато не очень хорошими результатами для практикующего.
1. итак первая ступень яма. Этическо - нравственные законы, предписания они выражают в основном запреты или ограничения, иногда говорят, что это предписания для гармонии с собой.
1 ахимса или ненасилие (как к окружающим, так и к себе).
2 брахмачарья или воздержание, можно также неприлюбодеяние.
3 сатья, честность или правдивость.
4 астея, неворовство или запрет на присвоение чужого.
5 апариграха, нестяжательство, необладание, иногда непринятие даров.
2. вторая ступень именуется нияма. Это не сколько запреты, как яма, а предписания как следует делать. Иногда под этим подразумевают свод правил для достижения гармонии с окружающим вас миром.
1 шауча, внутренняя и внешняя чистота, чистота тела, речи, мыслей.
2 сантоша, удовлетворенность, принятие того, что вас окружает, что к вам приходит.
3 тапас или самодисциплина (в т. ч. аскеза).
4 свадхиайя или самообучение, саморазвитие.
5 ишвара пранидхана, посвящение своих действий всевышнему, общему целому.
3. асана - это особые физические упражнения, которые имеют несколько смыслов:
1 влияние на ум, чувства через тело, т. к. тело и ум напрямую связаны и закрепощения в вашем теле зачастую являются проявлением закрепощений вашего ума.
2 аскеза, допустимый дискомфорт испытываемый вами в асанах, которым вы преобразуете вашу негативную энергию в жизненную энергию.
3 с помощью асан вы выстраиваете энергетическую структуру вашего тела, заставляете энергию течь нужным вам способом или активизируете те или иные энергоцентры.
4 и уже в достаточной степени, как следствие вашего влияния на свою энергию ваше тело здоровеет, раскрепощается, набирает силы и здоровье.
4. пранаяма, дыхательные упражнения. С дыханием напрямую связана энергия и ум. Растягивая дыхание или делая специфические манипуляции с ним вы можете накапливать энергию в вашей системе. Важно практиковать это с асанами, тогда вы заполняете вашу выстроенную в физических упражнениях структуру энергией. Здесь очень важна последовательность, потому что если человек без подготовки асанами будет практиковать дыхательные упражнения, то энергия будет накапливаться, однако у нее не будет выстроенных путей для движения, а значит следует разрушение тела. Как если в слабую трубу подать слишком сильный напор воды - она лопнет. Немаловажны и первые две ступени, чтобы не навредить себе и миру вокруг с помощью накопленной вами энергией. Также с дыханием напрямую связан ум, спокойнее дыхание - спокойнее ум, так вы учитесь овладевать деятельностью вашего ума.
5. пятая ступень именуется пратьяхара, обуздание чувств. С этой ступени начинается уже раджа - йога, высшая йога. Тут уже нравственный, гармоничный с собой и окружающим миром человек (яма, нияма), подготовленным телом и энергоструктурой (асаны), наполненный энергией и с уже немного успокоенным умом (пранаяма) учится контролировать восприятие мира вокруг, контролировать свои чувства. Учится не поддаваться на стремление ума отвлечься на что-то снаружи, чтобы мочь заглянуть внутрь.
6. дхарана, так именуется концентрация. Концентрация на чем-то в своем внутреннем мире, на каком-то объекте, удержание внимание на чем-то одном. Попробуйте сесть и хотя бы 30 или уж 10 секунд думать, сконцентрироваться на одном объекте и больше ни о чем. Не так-то это и легко, а кажется, что все так просто. В определенный момент для каждого человека наступит момент, когда его ум станет для него большой помехой для дальнейшего развития и нужно научиться управлять им.
7. дхияна, созерцание, медитация. В идеале это состояния пустоты, безмыслия. Эта практика более сложна, чем концентрация, т. к. о чем-то нужно уже не просто думать, концентрироваться, а скорее созерцать со стороны, наблюдать, без каких-то реакций в уме. Также есть одно из мнений, что продолжительная дхарана уже является дхияной.
8. и вот самое интересное, самадхи. Просветление, определенное сверхсостояние единения со всем окружающим и не просто умозрительно, а уже как духовное переживание. В йогических текстах пишется, что это состояние, когда пропадает любая деятельность ума, восприятие чувств, не чувствуется голод или жажда, холод и жар. В этом состоянии йогина не возьмет любой вид оружия, заклятие или яд на него также не действует. Состояние единения, и как молоко влитое в другое молоко станет одним молоком, так и йогин соединяется с истинной действительностью и становится также от нее неотделим.
Однако на этом путь йоги не заканчивается, тут он фактически начинается, когда к человеку будут возвращаться его страсти, его самомнение может возрасти из-за чувства собственной важности и значимости.
И тут самое важное - как человек будет использовать свои достижения, принесет ли он благо другим, поделится ли тем, что смог накопить. Истинный путь йоги - это путь бодхисаттвы, путь для других, путь, когда за твоё пребывание в мире мир был бы тебе просто благодарен. В обратном же случае человек просто "Спускает" свою жизненную энергию и свои заслуги и остается в итоге ни с чем. Это как раз самая трудная часть йоги.
Я бы даже хотел назвать эту часть 9 ступенью, пожалуй самой важной, умение удержаться на пути, принести благо миру, заслужить просто благодарю от мира за свою жизнь в нем.