Проникающая фемининная энергия.
Когда на первой стадии трансформации возникает маскулинная установка, которая признает важность отзеркаливания и сама может рефлексировать архетипическую основу существования, по-прежнему остается мало места для способности или желания активно проникать и воздействовать на психику. Такое ограничение существует как в интровертированнои размерности, так и во внешних отношениях
. На этом этапе отсутствует способность к тому, что позже (в главе 3) мы назовем образным видением, выступающим в форме чувственной, воплощенной жизни, из которой развивается способность к воображению. Хотя такое проникновение на первой стадии может оказаться слишком навязчивым, способность воображения проникать на большую глубину, позволяющая видеть и подвергаться воздействию расщепленной части личности, необходима для интеграции этой части.
Изначально способность к проникновению у нарциссической личности является негативной, напоминающей патриархальный уроборос; в мифе Овидия ее символизирует кефисс. Развивающееся в процессе трансформации уважение к душе сочетается с желанием избежать активного проникновения психики другого человека, не позволяя ей быть слишком навязчивой и повторять вторжения окружающих, которые постоянно происходили в прошлом, до начала трансформации нарциссической структуры.
На второй стадии трансформации эффективная сила проникающего видения может возобновиться, тогда как установки, связанные со стремлением к власти, могут утратить свою силу из-за того, что сознание начинает отступать от своего материального, воплощенного уровня. Тело является прекрасным ограничителем, дающим нам основную уверенность в том, что мы не находимся в состоянии инфляции и, следовательно, не теряем связи с реальностью.
Как только происходит интеграция отщепленного фемининного аспекта самости, жизнь психики становится качественно иной. Фемининность, которую теперь можно рассматривать как новое почтительное отношение к миру и осознание мира, подвластного великой богине, приобретает ценность, зачастую превышающую маскулинные ценности. Когда женщина соединяет свою проникающую энергию с энергией богини, мужчина чувствует необходимость подчиниться ей, если хочет получить от нее силу. На этом этапе маскулинная сила существует сама по себе, но при полном осознании того, что в отсутствие связи с женщиной эта сила является весьма поверхностной.
Говоря о "Проникающей Фемининной Энергии", я стараюсь выразить тот особый опыт, который получил, анализируя пациенток на второй стадии трансформации. Фемининная проникающая энергия очень отличается от эффективности, обусловленной хорошо дифференцированным анимусом, и имеет совершенно иную природу по сравнению с той энергией, которой может обладать женщина, идентифицируясь с мужской анимой. Она свидетельствует о полном осознании женщиной фемининной части самости, и это придает ей силу, основанную на мудрости, которая ничуть не похожа на мужское знание. Это похоже на состояние женщины, обладающей энергией, которую она однажды бессознательно распознала в проявлении мужской анимы. И теперь, соединившись с источниками этой энергии, ее эго больше не пребывает в слиянии с бессознательной маскулинностью, а получает силу из фемининного архетипического источника.
Лишь в том случае, если увидеть, как женщина вступает в этот мир и фактически рождается заново, можно получить сильное потрясение. Из податливой и готовой всегда угодить и сделать приятное, из самых добрых намерений оказать посильную помощь, которую могли бы воспринять с благодарностью, женщина становится чрезвычайно сильной, причем ее сила может преодолеть любую преграду и не знает никаких ограничений, с которыми я, будучи мужчиной, должен считаться. Я хорошо усвоил и постоянно напоминаю себе о том, что никогда не следует принимать за истинно ценное ни угодливое поведение женщины - анимы, ни поведение женщины, в котором выражается готовность к полному подчинению. За этим всегда скрывается инстинктивная женская самость, готовая проявиться, и когда это происходит, мое мужское знание и представление оказывается для нее слишком маленьким контейнером. Все теории терпят крах. Женщина, в которой открывается фемининная проникающая энергия, говорит, черпая силы из источника, полного эффективности и уверенности, энергия которого по ощущению отличается от всего, что имеет какое-то отношение к маскулинности.
Самое характерное свойство фемининной проникающей энергии заключается в том, что она появляется совсем не вследствие развития анимуса или интеграции жизненного опыта. Когда она выходит на поверхность, становится ясно, что она всегда находилась там, но скрывалась за огромным страхом. Это та самая энергия, которую получает от гигантского нарцисса персефона в гомеровом гимне Деметре, прежде чем она становится жертвой насилия гадеса/Диониса (см. Параграф 3 главы 4. таково ее ожидание, и эта энергия приобретается именно так и только через переживание насилия. Именно в этом заключается часть элевсинских мистерий: однажды пережитый страх от вторжения мужской силы превращается в творческий потенциал и оказывается именно тем фактором, который приводит к появлению фемининной энергии. Персефона становится хозяйкой подземного мира, сохраняя при этом свою власть и на земле, в те периоды времени, когда она туда возвращается.
Такая женщина может заставить близкого ей мужчину взглянуть на свою потребность в женщине так, как раньше он никогда себе не представлял. Он начинает осознавать существование фемининной силы, которая может проникать не хуже, чем его собственная. Он становится открытым ее способности изменить его и одновременно к тому, чтобы позволить погибнуть своим маскулинным духовным структурам. Отныне его собственная сила начинает служить богине.
Здесь слышится некий отзвук маскулинной пассивности, который полностью отличается от архетипической констелляции мать - сын. (Когда в главе 4 мы обратимся к элевсинским мистериям и гомеровому гимну Деметре, то увидим, что эти ритуальные церемонии очень отличались от ближневосточных мифов о сыне - возлюбленном. ) Сама женщина никогда не направит свою фемининную силу, полученную ею от богини, на пассивного мужчину. Либо эта сила не констеллировалась совсем и сама женщина не осознавала ее присутствия, либо она ее не показывала. Но мужчина, находясь под влиянием фемининной силы, может по-новому осознать воздействие, ценности и цели его собственной силы.
На уровне интроверсии мужчина приобретает связь со своей персефоноподобной душой, которая становится для него проводником. Он постепенно начинает осознавать реальность душевных мистерий, глубину непознаваемого и приходит к ощущению новых возможностей видения, которые могут разрушить ценности, свойственные его сознанию, и создать новые ценности, с присущими им новыми требованиями, которые таят в себе угрозу. Он начинает ощущать в себе готовность подчиниться фемининной мистерии, которая также находится внутри него. Такое подчинение является ключом к изменению и возникает только на второй стадии трансформации.
Обладая новым сознанием своей божественной власти, женщина также находит новый путь для установления связи с мужчиной. Она, в свою очередь, узнает, что не может нормально действовать без помощи внешней проникающей силы. В реальной жизни ей требуется партнер, иначе она никогда не сможет реализовать себя в пространственно-временном мире. Без партнера нет и проникновения энергии и, следовательно, ее жизнь будет жизнью невоскресшей персефоны. Ее власть останется бессознательной, находящейся в подземном мире, возможно, она найдет некий выход через роль женщины - анимы, но при этом не возникнет никакого контакта с источником женской мудрости и эросом, на который она имеет право с рождения. Для этого ей требуется мужчина, и притом именно тот, который преодолел свой собственный нарциссизм.
Таким образом, если же ее партнер застрял в нарциссических лабиринтах, он, естественно, не сможет оказать ей никакой помощи в поиске ее истинной женской идентичности, которая, как всегда, имеет непосредственную связь с богиней. Нарциссический мужчина величайшим препятствием для развития в женщине настоящей является. Натан Шварц - нарциссизм и трансформация личности.