Понятия и классификация привидений.
Сверхъестественное появление умершего человека либо животного или же живого человека или животного на расстоянии, слишком большом для нормального восприятия наблюдателя. Привидения (Revenants) - явление необычное и проявляющееся, как правило, не более одного раза. Те привидения, которых видят много раз и чаще всего в одном и том же месте, называются также призраками (Ghosts
. Вопреки обычным представлениям, в большинстве случаев, когда наблюдались привидения, речь шла о привидениях живых, а не умерших людей. Лишь небольшая часть таких явлений с визуальными ощущениями связана.
В большинстве случаев привидения проявляют свое присутствие другими способами: прикосновениями, глухими шумами или постукиваниями, завываниями, звуками, напоминающими голоса животных, другими странными шумами, а также запахами необъяснимого происхождения. Начиная с конца XIX века, исследователи, работавшие в области психики, парапсихологи и представители других областей науки посвятили много усилий изучению привидений. Была собрана и проанализирована информация по десяткам тысяч случаев. Для объяснения этих явлений выдвигались самые различные теории, и все же до сей поры исследователи имеют весьма мало достоверной информации о привидениях.
Понятие "Душа" с трудом поддается определению, потому что в разных контекстах оно употреблялось по-разному. В сущности, оно обозначает жизненную силу индивида, в отличие от его физического тела. Иногда проводят тройственное различение - тела, души и духа. В этом случае "дух" обозначает жизненную силу, а душа - ядро человеческой личности. Во всех религиозных традициях, за исключением классического буддизма, душа считается бессмертной, хотя в разные жизненные сроки она может соединяться с разными физическими телами.
Буддийское учение об Anatta, или "Отсутствии Души", говорит о том, что душа является плодом человеческого воображения, откуда следует, что она не способна сохраняться после смерти тела. Перевоплощение является следствием кармы - суммы всех поступков, хороших и дурных, - и не включает в себя передачу сознания или личности от одной жизни к другой. Согласно христианству и другим ведущим религиям Запада, душа индивида творится богом в начале каждой новой жизни и вкладывается им в тело человека. После смерти тела душа не умирает, а продолжает существовать в загробном мире. Христиане верят, что в конечном итоге индивида ждет телесное воскресение.
Духи могут быть видимыми, однако лишь незначительное число случаев предполагает воспринимаемые зрением образы. В основном духи дают знать о своем присутствии посредством таинственных звуков, запахов, холодных дуновений и движения предметов. В архаическом значении слово "дух" означает душу или особую нематериальную субстанцию, независимую от тела человека. После смерти душа отправляется в преисподнюю, или загробный мир, порой на дно озера или по ту сторону океана, на небо или на луну, или на Запад, куда заходит солнце.
По-разному представляли себе, что происходит с душой. Например, меланезийцы убеждены, что душа после смерти разделяется на две части: Adaro - дух, воплощающий все дурное, что было в человеке, и Aunga - доброе начало. Духи на соседние острова или в подземный мир переселяются. К месту своего обитания они следуют по суше или на корабле смерти. Прибыв туда, они сортируются правителем духов на плохих и хороших, в соответствии с их сущностью. На разных островах существуют разные верования. Но, как правило, Adaro в конечном итоге умирает, тогда как Aunga ожидает счастливая жизнь. В меланезии, как и в других анимистических обществах, чтят души умерших. В частности, на сан-кристобале почитают Adaro. Духи отличаются от Figaro - духа, который никогда не имел человеческого обличия.
Так же и представления китайцев включают два, а то и три аспекта души, чем и объясняется то, что умерший может обнаруживать свое присутствие не в одном месте, а в нескольких местах сразу. Имеются лучшая и худшая части души, а помимо того - третья, которая обитает в алтаре предков, где родственники молятся на нее. Фактически во всех культурах в то или иное время бытовали убеждения, что духи умерших могут возвращаться в мир живых людей или в телесной форме ( "Гуляющий Мертвец"), или сенсорной форме. Когда они возвращаются, они могут иметь благожелательные или злые намерения. В культурах, где существует поклонение предкам, возвращение умершего воспринимается как должное, они зачастую считаются пребывающими в том же доме, что и живые. На Западе душе надлежало отбывать к месту своего вечного пребывания, или к богу на небеса или к дьяволу в преисподнюю (или занимать между ними промежуточное положение в чистилище. Вследствие этого возвратившийся покойник воспринимался как нечто противоестественное и пугающее - возможная проделка дьявола. Католицизм допускает, что души, пребывающие в чистилище, могут вернуться в виде призрака, но не в телесной форме. Духи просят живых молиться за них. В прежние времена протестанты обычно верили, что мертвецы не могут возвращаться, и духи есть дьявольские существа, выдающие себя за умерших людей. Эти представления продолжают существовать и поныне, особенно среди правоверных христиан. В восточноевропейской мифологии существовали вампиры - вернувшиеся мертвецы, которые нападали на живых людей.
Последователи спиритизма верят, что духи - это души умерших, оказавшиеся на земле или потому, что они пребывают в смятенном состоянии, или оттого, что до сих пор не воспринимают себя умершими. Медиумы верят, что могут общаться с духами и те помогают им проявить себя. Многочисленные истории о вернувшихся умерших строятся на следующем: дух возвращается, чтобы отомстить своему вероломному убийце (см. Дух из гринбрира), позаботиться о незавершенных делах; передать важную информацию, не сообщенную при жизни; покарать живущих врагов; защитить близких людей или дать совет; вознаградить живых (см. Благодарный мертвец) или же просто вторично разыграть свою смерть. В фольклоре считалось, что духи ведут себя как обычные люди - едят, пьют и выглядят вполне нормально. Это и вводит в заблуждение тех, кто сталкивается с ними, пока не обнаруживается истина.
В каждой культуре существуют суеверия относительно духов. Например, в европейском фольклоре широко распространены следующие поверья: никогда нельзя касаться духа; духи не могут перейти текущую воду (так же как колдуны, вампиры, демоны и другие злобные существа); духи появляются только по ночам; духам присущи специфические запахи. Запахи и есть второй наиболее характерный признак привидения. Однако неверно, что духи появляются только по ночам, многие появляются и днем. Можно предположить, что видимые глазу туманные формы ночью различить легче или что человек более восприимчив к ясновидению по ночам, когда пребывает в расслабленном состоянии или спит (многие духи являются во снах или пробуждают людей ото сна. Помимо того, подобные условия можно считать благоприятствующими возникновению галлюцинаций. Как рассказывали, во многих случаях духи являлись в сумерках (американский исследователь духов дейл качмарек называл подобные истории "Спальными Эпизодами". Рассказчики утверждали, что бодрствовали, в то время как они спали или пребывали в состоянии дремоты. Многие духи, о которых сообщали, могли быть просто игрой света и тени. Те же духи, о которых сообщалось в связи с грозами, могли быть вызваны электрическими разрядами в атмосфере. Вопреки народным поверьям, духи чаще встречаются не на кладбищах, а в постройках - домах и зданиях. В Гонконге огромное число духов соотносится со зданиями, которые во время второй мировой войны занимали японцы. Во многих из них проводили допросы, и, как говорят, сотни китайцев были там замучены. Помимо этих зданий, отмеченных японской оккупацией, местами, где чаще всего обитают духи, являются больницы.
По утверждению исследователей явлений психики, подавляющее большинство сообщений о духах, изучавшееся ими, в действительности имеют естественное объяснение. Однако же остается небольшое число случаев - приблизительно около двух процентов, - которым невозможно найти объяснения. Исследователи не могут понять, в чем тут дело. За сто с лишним лет научной работы в этой области они так и не определились окончательно по поводу духов и их природы. Исследователи так и не пришли к единодушному заключению, являются ли духи объективной реальностью или порождением фантазии, имеют ли они разум и индивидуальность, представляют ли они собой психические следы минувших событий. Возможно также предположить, что существуют различные виды духов. Фредерик у. Т. майерс, создатель общества для изучения психических явлений в Лондоне, определял духа как "Проявление Постоянной Персональной Энергии или как Указание на Некую Разновидность Силы, Которая Проявляет Себя После Смерти и Которая в Каком-то Отношении Связана с Прежде Существовавшей Личностью". Майерс не считал, что духи обладают сознанием или являются разумными существами. Однако был убежден, что они представляют непроизвольную проекцию сознания, имеющего свой центр где-то в другом месте. Последующие исследователи не согласились с ним, утверждая, что, по крайней мере, некоторые духи могут обладать сознанием. Во всех обществах существовали способы и ритуалы, определяющие поведение по отношению к причиняющим беспокойство духам. Экзорцизм применялся против духов, приносящих несчастье, болезни и неудачи. В христианстве был официальный религиозный обряд для изгнания нечистой силы, всецело завладевшей человеком, а не просто духов. Тем не менее, духовные лица разных вероисповеданий совершают религиозные действа, чтобы "Избавить", "освободить" от духа.
Духи могут представлять также места - например, горы, озера, деревья и особенно священные места. Духи широко представлены в мировых религиях и фольклоре. Обычно верят, что они существуют в некоей невидимой сфере, которую можно видеть при определенных обстоятельствах. Ее видят также люди, обладающие даром ясновидения. Считается, что духи регулярно вмешиваются в человеческие дела, принося пользу или причиняя вред. Духи выступают в многочисленных обликах, таких как феи, эльфы, обитатели домов или рабочих мест, чудовища, демоны и ангелы. В анимистических представлениях (анимизм) духи персонифицируют основные качества, характеристики и элементарные силы, которые узнают, ублажают и которым поклоняются. Истории о духах, их пришествии на землю и взаимодействиях с человеческим родом содержатся в мифах. В разных космологиях духи в иерархические ряды выстраиваются. Во многих обществах, включая анимистические, родовым духам умерших воздают особые почести и поклонение. Такие духи обычно проживают в жилище, где для них создается специальный алтарь, или дом. Они питаются жертвоприношениями, познаются в ритуале; люди ищут их совета и защиты. В точном смысле слова дух не есть призрак или дух умершего, хотя различие между этими двумя существами часто очень смутное. Спиритуалисты исповедуют веру в бессмертие души и говорят о духах мертвых, контакт с которыми устанавливается медиумами. Не является дух и душой, хотя термин "дух" часто используется для описания души. Например, Фредерик у. Г. майерс, основатель общества психических исследований, в своей книге "Человеческая Личность и ее Выживание После Смерти Тела" (1903) утверждал, что дух есть "та непознанная часть человеческой личности, . которую мы различаем как действующую до или после смерти". Аналогично этому медиум Артур форд определил дух как "не что Иное, как Поток Сознания Личности, с Которой мы Встречаемся в Каждом Человеческом Существе". Именно это, утверждал форд, и переживает смерть - не как духовное видение, но как "Продолговатое Пятно". Форд свои взгляды на посланиях основывал св. Павла, который писал о духовном теле. Дух-"хозяин "Форда Флетчер Называл дух"восставшим" телом, которое человек принимает после смерти и которое не стареет и не имеет физических изъянов. После смерти дух принимает совершенное зрелое духовное тело: старые делаются молодыми, а молодые - зрелыми. Духовное тело не имеет одежд в земном понимании, но есть покров из света и проекция мысли.
Типы привидений.
Перед рассмотрением теорий, предлагаемых для объяснения появления привидений, полезно пояснить, как исследователи классифицируют различные типы таких явлений. Те привидения, факт наблюдения которых подтверждается какими-либо обстоятельствами, называются "Достоверными" и представляют наибольшую ценность для парапсихологов. Многие из исследователей, интересы которых лежат в данной области, разработали для себя свою собственную классификацию. Ниже перечисляются основные категории, рассматриваемые различными обществами исследователей, работавших в области психики.
"Кризисные" привидения.
В данном случае речь идет о привидениях, являющихся в момент переживаемого агентом наивысшего кризиса (особенно перед смертью. В большинстве случаев такие привидения появляются перед теми, с кем агента связывают самые тесные эмоциональные узы. Видимо, большая часть "Кризисных" привидений имеет своей целью сообщить живым людям, что агент умирает или только что умер. Некоторые из них даже совершают жесты, указывая на свои смертельные раны. "Кризисные" привидения являются как в снах наяву, так и в нормальных снах.
Привидения умерших.
В большинстве таких случаев можно говорить о наличии тесных эмоциональных связей между наблюдателем и тем человеком, в чьем облике предстает привидение. Видимо, здесь целью является внесение успокоения в сердца скорбящих или сообщение некоторой информации, касающейся завещания или какого-то незавершенного покойником дела. Скажем, после своей смерти Данте являлся сыну и подталкивал того к поискам потайных мест, где были спрятаны последние песни его "Божественной Комедии". Сын ничего не знал об их существовании. Привидения умерших могут появляться даже спустя годы, представая в какие-то кризисные моменты перед любившими их живыми людьми.
Коллективные привидения.
Большинство привидений как живых, так, умерших предстает перед перципиентами, когда те находятся в одиночестве. "Коллективными" называются такие привидения, которых наблюдают сразу несколько человек (по крайней мере, больше одного. Такие случае отмечались как среди привидений, "Привязанных" к одному месту, так и среди "кризисных" привидений. Примерно треть всех описанных случаев относится именно к категории коллективных привидений. Следует иметь в виду, что в группу перципиентов могут входить и животные, по реакции которых можно утверждать, что они заметили нечто необычное. К примеру, собака может заскулить и спрятаться, а кошка - выгнуть спину дугой.
Взаимные привидения.
К данной категории относятся привидения живых людей, причем агент и перципиент как бы видят друг друга. В большинстве случаев подобного рода агент испытывает огромное желание находиться рядом с перципиентом (это желание может быть обусловлено чувством одиночества, тоской, любовью или тревогой. Агент внезапно обнаруживает себя оказавшимся в непосредственной близости от перципиента, который, в свою очередь, наблюдает агента. Взаимные привидения могут быть одновременно и коллективными. Одно из возможных объяснений такого явления заключается в том, что агент может "Проецироваться" из состояния, допускающего ощущение отстраненности.
Привидения на смертном одре.
Имеется не так уж мало свидетельств о том, что людям, стоящим на пороге смерти, являются ангелоподобные создания, различные религиозные фигуры, светящиеся очертания и образы любимых людей. При этом в некоторых случаях привидения наблюдались также и теми, кто ухаживал за умирающим больным.
Привидения, намекающие на перевоплощение.
Сообщалось также о случаях своего рода "Вещих Снов", когда усопший являлся во сне члену той семьи, в которой умершему человеку суждено родиться и получить, таким образом, свое новое телесное воплощение. Сны такого рода весьма обычны у тлингитов и представителей других племен североамериканских индейцев, обитающих на северо-западе континента, а также у турок, бирманцев и жителей Таиланда. Известно, что иногда в Бирме или Таиланде ребенок обнаруживает какие-то обрывки воспоминаний о своих прежних жизнях и говорит, что помнит, как он посылал своей будущей семье "Вещий сон" о предстоящем появлении. Иногда (правда, довольно редко) ребенок может появиться в виде привидения своей будущей.