О ментализации. Ментализация состоит из четырех составляющих:
25.11.2017 в 19:26
1. понимание того, что чувствует другой человек.
2. понимание намерений другого человека.
3. понимание правил и договоренностей.
4. понимание того, что у другого человека есть свое собственное сознание.
Дефицит ментализации.
У человека с дефицитом ментализации - будь то нейрологически обусловленным, как в аутизме, либо несколько более пластичным как в нарциссичном или пограничном расстройствах личности, очень трудная жизнь. Ведь когда чужая душа не просто потемки, а непроглядная темень, когда человек абсолютно не может даже предполагать, что другой человек думает, чувствует, хочет, ожидает, когда трудно себе представить, что другие люди в принципе могут видеть ситуацию иначе - то это очень тревожно. Ведь тогда в любом социальном контакте вокруг одна неизвестность, а значит опасность. Мозг так устроен, что известное сравнительно безопасно, а неизвестность, точнее ощущение неопределенности, рождает тревогу. Тревога нейробиологически - это состояние неопределенной опасности.
На этой мысли круг замкнулся и две разные в принципе ментальные особенности связались вместе причинным образом - в дефиците ментализации скорее всего будет повышенная тревожность по вышеизложенным причинам. А дальше компенсаторные механизмы тревожности могут двинуться в обсессивно - компульсивном направлении или параноидальном, или шизоидном. Но быть среди людей, которые совершенно неизвестны и не читаются достаточно страшно.
Эта же мысль показывает, почему иммиграция - даже в материально благополучных условиях - это большой стресс. Потому что вне зависимости от способностей к ментализации вокруг ну очень много нового и неизвестного.
Как выглядит хорошая ментализация?
1. по отношению к мыслям и чувствам других людей:
a. непрозрачность - осознание пациентом, что человек часто не знает о чем думают другие люди, в то же время это незнание и непрозрачность чужого сознания не приводит его/ее к состоянию полной растерянности.
b. отсутствие паранойи - не восприятие самих мыслей других людей как источника существенной опасности; кроме того, осознание того, что сознание людей может в принципе меняться.
c. размышления и рефлексия - желание рефлексировать о том как думают другие люди, причем в расслабленной, а не компульсивной манере (прим. - Во время интервью пациент спонтанно размышляет над возможными причинами поведения хорошо известных ему/ей людей).
d. гибкость точки зрения (позиции, перспективы) - принятие того, что одно и то же явление может выглядеть разным с разных точек зрения. Причем эти точки зрения могут зависеть от личного опыта каждого человека (прим. - Описание события, которое было воспринято другим человеком как отвержение его; после чего есть искренняя попытка понять как этот человек мог прийти к подобному восприятию этого события).
e. искренний интерес к мыслям и чувствам других людей - не только к содержанию, но к стилю, способу мышления (прим. - Человек любит говорить о том, почему люди что-то делают).
f. готовность к открытиям - человек естественным образом не склонен автоматически предполагать что думают или чувствуют другие люди, готов узнать об этом и воспринять новую для него информацию.
g. способность прощать - принятие других при условии понимания их ментальных состояний (прим. - Злость человека рассеивается когда он понимает почему именно другой повел себя определенным образом).
h. предсказуемость - общее ощущение, что реакции других людей предсказуемы, когда известно что они думают и чувствуют.
2. восприятие собственного ментального функционирования.
a. cпособность к переменам - понимание, что взгляды человека и понимание других людей могут меняться когда он меняется сам.
b. точка зрения о влиянии развития - понимание, что в процессе развития взгляды на других людей и их понимание углубляются и становятся более сложными (прим. - Человек признает, что когда он вырос, то стал лучше понимать родителей).
c. реалистичный скептицизм - понимание того, что чувства человека могут быть сложными и могут приводить в растерянность.
d. признание предсознательной функции - понимание, что в любой момент времени человек может не осознавать полностью что он чувствует, особенно находясь в состоянии конфликта.
e. конфликт - осознание наличия несовместимых друг с другом мыслей и чувств.
f. позиция интереса к своим ментальным процессам - искреннее любопытство к своим чувствам и мыслям.
g. интерес к различиям - интерес к тому как сознания других людей отличаются от собственного, например интерес к мыслям и чувствам детей.
h. осознание влияние аффекта - инсайт по поводу того как аффект может искажать понимание себя или других людей.
3. образ себя (Self - Representaion).
a. развитые навыки учить и слушать - пациент ощущает, что он/она умеет объяснять другим вещи ясно; чувствует что другие люди воспринимают его/ее как человека терпеливого и умеющего слушать.
b. автобиографическая непрерывность - способность помнить себя ребенком; наличие ощущений своих идей и своего опыта как непрерывных, без фрагментации.
c. богатая внутренняя жизнь - человек редко воспринимает свое сознание как пустое или ненаполненное содержанием.
4. общие ценности и позиции.
a. наличие сомнений/предположительность позиции - общее отсутствие полной уверенности о том что правильно и что не правильно; предпочтение к сложности и относительности.
b. умеренность (отсутствие грандиозности) - сбалансированная позиция в большинстве утверждений о ментальных состояниях, как своих так и других людей. Эта черта происходит из принятия возможности что собственная позиция не является превилегированной ни по отношению к собственным ментальным состояниям, ни по отношению к состояниям других людей, в связи с чем необходимо мониторить себя и признавать промахи и ошибки (прим. - Я заметил, что я иногда слишком сильно реагирую на что-то) Алексей толчинский).