Из всех человеческих свойств - свойство самое таинственное и непонятное для людей впечатлительных и жалостливых - жестокость.
Сострадание не в состоянии принять самого факта существования жестокости, оно ничем не может объяснить себе её возникновение в человеческом сердце.
Достоевский говорит устами Ивана Карамазова: "Выражаются Иногда про"зверскую" жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток. Тигр просто грызёт, рвёт и только это умеет
. Ему и в голову не вошло бы прибивать людей зауши на ночь гвоздями (как делали турки с болгарами), если бы даже он и мог это сделать".
Ум совершенно другого склада и закала - шопенгауэр, почти дословно повторяет Достоевского.
По поводу "Отчёта Северо - Американского Противу - Невольнического Общества", представленного в 1840 году таковому же британскому обществу в ответ на запрос об обращении с невольниками в рабовладельческих штатах, он пишет:
"Эта книга представляет собою один из наиболее тяжёлых обвинительных актов против человечества. Никто не выпустит её из рук без ужаса и редко кто без слёз. Книга эта, состоящая из сухих, но подлинных и документальных показаний, до такой степени возмущает всякое человеческое чувство, что возникает желание идти с нею в руках проповедовать крестовый поход для обуздания и наказания рабовладельцев. Ибо они позорное клеймо на всём человечестве. Свидетельства такого рода являются несомненно самыми чёрными страницами в уголовных актах человеческого рода".
Гобино назвал человека "L'Animalmediantparexcel" - самым злым из всех животных. И он был прав: ибо человек единственное животное, причиняющее другим страдания безо всякой дальнейшей цели. В том случае, если тигра и обвиняют в том, что он губит больше, чем может съесть, то душит он с намерением всё сожрать, а это объясняется тем, что "у Него Глаза Больше Желудка", как гласит своеобразный французский оборот.
"Ни одно животное никогда не мучит для того только чтобы мучить, а человек это делает, чему и обязан своим дъявольским характером - злее зверского. Поэтому все животные инстинктивно боятся взора, даже следа человека - эго Animalmechantparexcellence".
Шопенгауэр обвиняет в иной плоскости, чем Достоевский, но их обвинения совпадают даже в формах выражениях, даже в образах.
"Человек, не Возносись над Животными: они Безгрешны, а ты со Своим Величием Гноишь Землю Своим Появлением на ней и След Свой Гнойный Оставляешь После Себя", - говорит Достоевский в одном месте. Максимилиан Волошин.