Есть три основные черты романтической любви, помогающие нам ее понять.
19.03.2017 в 00:29
1. первая - рыцарь и его дама никогда не вступают в сексуальную связь. Это идеализированные духовные отношения, созданные специально для того, чтобы поднять их надо уровнем грубой материи и культивировать утонченную чувствительность и одухотворенность.
2. вторая черта возвышенной любви заключается в том, что рыцарь и дама не вступают в брак. Обычно прекрасная дама замужем за неким другим благородным человеком. Странствующий рыцарь обожает ее, служит ей и делает ее своим идеалом и духовным центром, но он не может иметь с ней близких отношений. Поступить иначе - значит сделать ее обыкновенной смертной женщиной, а возвышенная любовь требует, чтобы он постоянно видел в ней божественный символ вечной фемининности и фемининности своей души.
3. третья черта возвышенной любви состоит в том, что люди, которые ее испытывают, постоянно ее поддерживают. Распаляя друг в друге страсть, они все время страдают от страстного стремления друг к другу и пытаются сделать это желание одухотворенным, видя в любимом человеке символ божественного архетипического мира и никогда не сводя свою страсть к обычным сексуальным и брачным отношениям. Несмотря на сексуальную революцию и современную тенденцию сексуализации всех отношений мы по-прежнему ищем в своих романах те же фундаментальные психологические паттерны: женщину, которая больше, чем женщина, выступающую в качестве символа чего-то божественного и совершенного, внушающего нам страсть, которая превосходит по силе физическую привлекательность и любовь, и жаждет только поклонения. Мы ищем духовной напряжённости, восторга и отчаяния, радостных встреч и трагических расставаний, как это бывает в романах. И при этом чувствуем всё, что чувствовали средневековые рыцари; эти чувства нас возвышают, делают более утонченными и придают жизни новый, особый смысл, который был утерян, когда наша культура стала патриархальной и потеряла фемининность.
Мы можем ожидать, что культ любви, прямо противоположный браку, одобряющий страстную любовь вне брака, основанный на стремлении к духовным отношениям, обладающим постоянной сверхчеловеческой интенсивностью, становится очень рискованным способом построения супружеских отношений. Тем не менее, именно эти идеалы до сих пор лежат в основе наших паттернов возвышенной любви и брака. Понимаемые неправильно, эти унаследованные идеалы заставляют нас искать страсть ради страсти. Они вселяют в нас вечную неудовлетворённость, невозможность обрести совершенство, к которому стремится эта страсть. Эта неудовлетворённость омрачает любые современные человеческие отношения, создаёт недостижимый для нас идеал, который постоянно нас ослепляет, мешая наслаждаться красотой мира, существующего здесь - и - сейчас.
Есть нечто вызывающее трепет в этой сохранившейся в культуре системе верований и убеждений. Однажды мы осознаем свою полную одержимость этой системой верований, которую лично мы никогда не выбирали, свою подчинённость ей. Это происходит так, словно мы выносим её из кино и литературы, из окружающей нас психологической атмосферы, и тогда эти верования становятся частью нас, впитываясь в каждую клеточку нашего тела.
Каждый мужчина знает, какие чувства у него возникают в тех или иных отношениях, и чего он вправе требовать от своей жены или подруги. Весь текст этого заклинания подробно в нашем бессознательном записан. Это и есть роман.
Роберт Джонсон - мы. Глубинные основы романтической любви.