Девиантность массового поведения (феномены социальных агрегатов).
Еще в прошлом психологи, интересующиеся поведением масс, заметили, что поведение человека в толпе резко меняется. Человек оказывается способен на такие поступки, которые бы никогда не совершил самостоятельно, например убийство, погром. Революции и массовые движения XIX - XX вв. Дали исследователям множество примеров девиантного поведения массового типа. Современность тоже полна подобными примерами
. Те, кто видел по телевизору записи старых концертов группы "Битлз", могли обратить внимание на не вполне адекватное поведение публики (прежде всего, кричащих, плачущих от восторга, заламывающих руки женщин. Не совсем, мягко говоря, нормальным бывает поведение публики на рок - концертах, футбольных стадионах и в других местах массовых мероприятий. Описывая большие, внутренне неорганизованные группы, состоящие из множества разных людей, объединенных какой-либо целью, ученые используют термин "Социальный Агрегат". В отличии от других типов групп (малые и вторичные группы, организации) агрегат не имеет внутренней структуры (набора статусов и ролей), а в поведении людей, составляющих агрегат, отсутствует личностный аспект.
"Нормальные" индивидуально - психологические процессы в агрегате протекают совсем по другому. В обычной жизни, "Нормальное" поведение предполагает, во-первых, наличие самосознания (я - образа), придающего поведению личностный характер. Люди отличаются друг от друга своей индивидуальностью, проявляющейся как в личностном (напр. : Дружба, любовь), так и в ролевом поведении (напр. : Профессия, общение с посторонними. Во-вторых, "в Норме", большинство людей контролируют проявление своих эмоций, подстраиваясь под существующие правила приличия, или "внимая доводам разума".
Таким образом, индивидуальность, самоконтроль и рациональность можно рассматривать, как атрибуты "Нормы". В агрегате эти атрибуты полностью отсутствуют, заменяясь своей противоположностью.
Во-первых, исчезает "Я - Идентичность", чувство собственной индивидуальности, своего "я". Она заменяется "Мы - Идентичностью", чувством общности, индивидуальность при этом утрачивается. Образуется как бы групповая виртуальная личность, подчиняющая себе индивидуальные личности. Как результат, люди, составляющие агрегат теряют чувство ответственности за свои действия - даже самые девиантные. Ответственность - это атрибут "Я", она носит личностный характер. "Мы - Образ" предоставляет "амнистию", любым поступкам (на момент осуществления, позже, выйдя из агрегатного состояния человек способен испытывать раскаяние.
Во-вторых, резко возрастает эмоциональность мышления и импульсивность поведения. Агрегат всегда эмоционален, эмоции превалируют над разумом. Можно сказать, что мышление становиться эмоционально - образным. Эмоции отличаются крайностью и простотой, агрегату не свойственны тонкие переживания. Как следствие, люди, составляющие агрегат, оказываются не способны к сложным рассуждениям.
В-третьих, агрегат ориентирован на действие, дающее выход эмоциям. Активность агрегата требует выхода, и, как правило, находит его.
В четвертых, агрегат управляем, ему нужен вождь (в случае с толпой) или кумир (в случае с публикой. Без внешнего руководства агрегат не может долго существовать. Активность толпы направляется вождем (оратором), в своем поведении, люди, составляющие толпу ориентированы на вождя, личность и идеи которого выполняют роль объединяющего элемента. Публика, так же не может существовать без внешнего объединяющего и управляющего элемента - кумира, источника информации.
Таковы, вкратце, характерные черты массового поведения.
Для девиантологов это крайне интересное поведение. Само психологическое состояние человека, в составе агрегата можно назвать "Ненормальным". Действующие в агрегате эффекты заражения способствуют мгновенному распространению девиантных моделей поведения. Можно сказать, что агрегат находится в потенциальном состоянии "на Грани", на грани коллективного нарушения норм. Воодушевленная политическими идеями толпа, легко переходит к погромам, переживание болельщиков за свою команду легко превращается в драку, обезумевшие от восторга поклонники, могут растерзать своего кумира и т. д. многие случаи массового нарушения социальных норм объясняются именно спецификой агрегатного состояния.
В общем, можно условно выделить два типа агрегатов: стихийные, спонтанные, возникающие самостоятельно, и спланированные, организованные с какой - то целью. К первым можно отнести стихийные демонстрации или случаи массовой паники. Ко вторым - организованный митинг или аудиторию рок - концерта. Отдельную и крайне интересную группу составляют организуемые виртуальные агрегаты, к которым относятся аудитории СМИ - газет, журналов, телевидения. Виртуальными мы их называем потому, что фактически речь идет об изолированных друг от друга людях (в отличии от толпы и публики), одновременно получающих информацию из одного источника, и часто, реагирующих, как коллективная личность - агрегат. Хагуров т. а. введение в современную девиантологию.