Что такое обида психология. Причины обидчивости
- Что такое обида психология. Причины обидчивости
- Признаки обиды. Модель обиды, как греховного душевного состояния
- Что такое обида с точки зрения психологии. Обида с точки зрения психологии
- Как избавиться от обиды. Важность прощения
- Причины обиды. Обидная статья
- Обида психосоматика. Психосоматика обиды.
- Обида это грех. Обидчивость –, как зараза
Что такое обида психология. Причины обидчивости
Возникает обидчивость, как свойство личности изначально от возникшего чувства обиды, которое вполне нормально испытывать для большинства людей, но лишь у некоторых оно приобретает патологические формы, растянутые во времени и преувеличенные по значимости. Так в момент несоответствие поведения значимого человека нашим представлениям или ожиданиям, разрушение надежд приводит к возникновению обиды. Рождается данное чувство из потребности контролировать как окружающую действительность, так и близких людей, что теоретически дает чувство спокойствия и определенности, убирает излишнюю тревогу, но невозможно по своему осуществлению постоянно. Подобное рассмотрение другого человека лишает его самостоятельного отдельного существования в восприятии обидевшегося, вместо этого человек воспринимается как часть себя, обязанная соответствовать собственным представлениям.
Обидчивость это в психологии искажение в восприятии внешнего мира, набор заблуждений относительно других людей, приводящий к нарушению качественного взаимодействия и понимания. Ситуационно возникшая обида является реакцией на несоответствие, но обидчивость это в психологии не единоразовый эпизод, а стратегия поведения и манипулятивный прием в общении, позволяющий получать внимание, достигать собственных целей и добиваться эмоционального теплого участия другого, когда другие способы человеку не доступны.
Повышенная обидчивость напоминает хроническое негативное состояние, но при этом сам носитель данного качества не стремится избавляться от него, так как существует много вторичных выгод, получаемых вследствие подобного манипулятивного поведения. Представляет такое поведение инфантильное взаимодействие с миром и характерно для детей или незрелых личностей, стремящихся надавить на чувство вины оппонента (без возникновения ответного чувства вина, обида остается бессмысленной и может раскручивать вплоть до состояния мести, поскольку носит в себе агрессивный радикал). Готовность обижаться практически постоянно, при наличии повода и без, отличает обидчивость от обиды, которая ситуативная и призвана для регуляции человеческих отношений, путем демонстрации собственного недовольства действиями другого (при конкретной ситуации с целью избежать их повторения, а не получения эмоциональных поглаживаний).
Такие качества как обидчивость, плаксивость, чувствительность появляются еще в детстве, особенно у тех детей, чья нервная система устроена по нестабильному типу или тех, кого часто обижали. Для детского возраста реагировать обидой является нормальным, поскольку человек недостаточно силен и самостоятелен, чтобы вступать в открытую конфронтацию со взрослым миром, соответственно находятся другие способы выражения недовольства. Это своеобразная психологическая защита от неприемлемых условий, с сохранением безопасности, поскольку исключает ответную агрессию (ответ на обиду – всегда чувство вины). Потакание подобному поведению со стороны родителей приводит к развитию эгоистичной личности, становящейся эмоциональным манипулятором, запомнившим, что для достижения любых своих прихотей нужно надуть губы и уйти в глухую оборону, демонстрируя окружающим, насколько они бессердечны в своих поступках. Заложенные характеристики могут купироваться, а могут найти свое развитие во взрослом возрасте, питаемые заниженной самооценкой , неуверенностью. Подобные состояния убивают в человеке стремление бороться и развивают восприятие себя как жалкого и недостойного, способствуют тому, чтобы всегда выбирать наиболее легкие пути, и обычно это – саможаления и обвинение окружающих, вместо просьб помощи или попыток изменить ситуацию. Может развиваться у инфантильных личностей, сохранивших детский способ взаимодействия с миром, стремящихся уйти от ответственности (даже за свое настроение), они не могут занять четкую позицию и отстаивать свое мнение, зато успешно пользуются помощью других, старающихся избежать чувства вины, навешиваемое обижающимся.
Признаки обиды. Модель обиды, как греховного душевного состояния
Итак, в основе обиды лежит несоответствие мнения о себе (гордость) и мнения об отношении к себе другого человека (осуждение). Поэтому в первом приближении вполне справедливой будет формула:
Обида = гордость + осуждение. Выше нами установлено, что, во-первых, существует два состояния обиды, во-вторых, каждое из них богато оттенками. Поэтому уточним: Обида 1 = гордость + осуждение + возмущение (гнев). Обида 2 = гордость + осуждение + злопамятность + злословие + + (мстительность + клевета + зависть + уныние).
На первое место не случайно помещена гордость, поскольку именно она порождает и осуждение, и гнев, и уныние, и злопамятность, и все остальные компоненты: «Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость» . Знаки «+» проставлены в некоторой мере условно: греховные «слагаемые» обычно не просто складываются, а усугубляюще влияют друг на друга.
Как видим, получился парадоксальный результат: обида, допустим, порождена явной несправедливостью, человек не виноват – но в нём самом вызван целый комплекс греховных состояний. А если слагаемые – грехи, то и сумма их – сугубый грех.
Это может показаться диким и странным: «Меня же несправедливо обидели, да ещё и грешно обижаться?!» Однако приходится согласиться, что это именно так. В письмах прп. Исидора Пелусиота находим: «Кто не терпит в другом малого проступка, тот не порадуется и величайшей его добродетели, а таким образом не исполнит и закона Христова, т.е. закона любви» . Священник К. Островский вспоминает: «Когда я ещё был алтарником, пожаловался духовному отцу на своего друга, чем-то меня огорчившего, а духовный отец меня отрезвил: «Мы все должны войти в Царство Небесное, а как мы туда войдём с нашими укоризнами?» Такие чувства, что кто-то перед нами виноват, что кто-то нам чужд, отсекают нас от Царства Небесного. Мы должны знать, что, когда внутренне восстаём на ближнего, восстаём на самого Бога» .
Многие люди умеют таить обиду в себе, стараясь внешне не давать ей проявляться. Им кажется, что они терпеливы, даже жертвенны и далеки от какой-либо мстительности. По этому поводу авва Дорофей говорил: «Как часто воздаём мы злом за зло … Воздать же злом за зло можно не только делом, но и словом, и видом…. Другой старается не мстить за зло ни делом, ни словом, ни видом, ни движением, но в сердце своём имеет неудовольствие на брата своего и скорбит на него» , т.е. имеет обиду.
Как видим, обида непременно сопряжена со злопамятностью, а это фактор серьёзного повреждения нравственного мира человека. Неслучайно Иоанн Златоуст считал, что «нет, истинно нет ничего хуже злопамятства» . Итак:
1. Решающий вклад в состояние обиды имеет гордость.
2. Обида – явление сложное, комплексное, многоаспектное.
3. Состояние человека, хранящего обиду, не просто аномальное – это повреждение души, глубоко греховное состояние.
4. Чувство обиды – чуткий индикатор собственного несовершенства.
Что такое обида с точки зрения психологии. Обида с точки зрения психологии
Как отмечает психолог-гипнолог Никита Валерьевич Батурин, это одна из наиболее частых причин обращения за консультацией. Бывает, человек формулирует свою проблему совершенно иначе, неверно выстраивая причинно-следственные связи. На консультации выясняется: причиной сложившейся ситуации стала именно обида. Поэтому при серьёзных трудностях взаимодействия с окружающими рекомендуется обращаться за помощью к специалисту.
Психология обиды выделяет несколько видов этого чувства:
- Мнимая — основана на осознанном желании манипулировать близким человеком, привлечь к себе его внимание. Присутствует точный расчёт: «сейчас я покажу, что со мной нужно обращаться по-другому, а он загладит вину, например, сделает приятный сюрприз». Этим часто злоупотребляют дети, требуя таким образом у родителей желаемое;
- Случайная — происходит при возникновении разногласий между собеседниками. Вместо аргументированного спора, появляется негативная реакция. Разговор тут же меняет направление: начинаются попытки загладить вину, получить прощение, случается конфликт или общение просто прекращается;
- С ошибочным вектором — например, сестру родители наградили сладким подарком за «пятёрки» в дневнике, а брат учится неважно, поэтому остался без подарка. Вместо того чтобы извлечь урок, подтянув оценки, брат начинает обижаться на сестру, ведёт себя соответствующим образом по отношению к ней. Она, несмотря на отсутствие вины, испытывает угрызения совести;
- Скрытая — не проявляется внешне. Причин для этого бывает много: человек не готов признаться себе, что испытывает это чувство, он воспитан с установкой «обижаться — это плохо», просто не хочет конфликтовать в конкретный момент и т. д. Рано или поздно эмоция найдёт выход. Но всё время, пока она внутри, человек раз за разом переживает мельчайшие подробности конфликта, продолжая давать нагрузку нервной системе.
Как избавиться от обиды. Важность прощения
Прощение — это важная часть человеческой жизни, в этом сходятся представители разных религий. Обидчик не появляется просто так, он приходит для научения индивидуума чему-либо. Поэтому из каждой ситуации нужно уметь выделить урок.
К примеру, женщине, которую часто обижают мужчины, стоит задуматься над тем, не слишком ли она растворяется в них или, напротив, испытывает подсознательную агрессию к представителям противоположного пола.
Если человек найдет варианты, как проработать обиду и избавиться от неё, он сможет достичь следующего:
- освободится от тяжести груза;
- почувствует вкус к жизни;
- снова сможет любить и доверять;
- ощутит внутренний покой.
Избавляясь от обид, очень важно предпринять такие шаги:
- Осознать, что каждая обида – это своеобразный урок, который послан свыше для того, чтобы человек чему-то научился. Сильные эмоции, вызванные негативизмом ситуации, не позволяют это понять, но после избавления от них, человек познает смысл случившегося.
- Вспомнить все обиды и людей, их спровоцировавших и выделить в два списка тех, кто огорчил очень сильно, и тех, кто, просто вызвал появление негативных эмоций. Так можно выстроить порядок прощения обид и принять решение, от чего избавиться раньше – от серьезных разочарований или незначительных проблем.
От каких обид сложно отрешиться?
Обижаться на родных людей – маму, папу, брата, любимого человека, что может быть больнее ?
Обида на мать часто возникает у подростков, которые могут обвинять родительницу в том, что она не поддерживает, критикует или упрекает. Через время, человек понимает, что все обиды на родителей были мимолетны, они не имеют того значения, которое им придавалось в юности .
Немного позже возникает обида на партнеров по семейным отношениям, на них проецируются проблемы, которые не были решены с родными.
Причины обиды. Обидная статья
Причиной обиды являются наши нереалистичные ожидания , которые почему-то никто исполнять не вознамерился. В итоге обидчивому человеку только и остается пассивно обижаться и ждать, когда золотая рыбка, исполняющая желания, материализуется чудесным образом прямо у него в руках. А для самостоятельной реализации своих ожиданий обидчивый человек еще слишком мал и слишком жалок.
В крайней стадии обиды, обидчик, прежде чем просить прощения, должен не просто извиниться, но еще и унизиться, и даже как-то «адекватно» поплатиться, перенеся на своей шкуре все необходимые для этой процедуры побои, которые по мнению жертвы, окупят ее «святые» мучения. И, как правило, чем пуще жертва бредит этим бредом, чем больше вгоняет себя в обиженность, тем более фантастические ожидания и требования к обидчику у нее формируются, и тем меньше вероятности, что перед ней вообще хоть как-то извинятся. А если даже извинятся, то извинений этих будет уже недостаточно, чтобы покрыть все перенесенные муки. И тогда, чтобы доказать всему миру, как весь мир был неправ, жертва становится на путь «святого мученика», и начинает добивать саму себя наиболее подходящим для ситуации разрушительным методом, при этом как бы приговаривая: «Посмотрите, что Вы со мной делаете!» «Практика» эта бывает разной.
Если обиженной жертве лет пять отроду, в наиболее запущенном состоянии дите, чтобы его пожалели, намеренно «случайно» падает в лужу в прямом смысле слова «лужа». А если жертва чуть постарше, жалость ее унижает, и теперь, она хочет признания. Теперь она готова показать другим, как реальна и как велика ее боль. Для этого разобиженная бедняжка готова пожертвовать предметом из посудного шкафа, разбив его о свою несчастную голову. В особо запущенных случаях жертва рассчитывает на посмертную славу…
Никакой славы и признания такой «мученик», разумеется, своей деструкцией не добивается. Самое большее, чем его могут удостоить – жалостью, а чаще и того хуже – насмешками и раздражением. То есть, обижаться мало того, что бесполезно, но ведь еще и непродуктивно . Но мы продолжаем делать это снова и снова. Снова и снова надеемся этой манипуляцией добиться желаемого.
Обида психосоматика. Психосоматика обиды.
Не секрет, что обида- одно из самых токсичных чувств и частая причина возникновения психосоматических расстройств. Именно обида является причиной бронхиальной астмы, онкологических заболеваний, женских болезней и т.д.
Обида содержит в себе послание «того, что ты сделал, быть не должно». Жаль, что вторая сторона бывает не в курсе этого, а чувство обиды как снежный ком растет и растет, превращаясь в симптом.
«Обида- это детская форма агрессии» такое определение я встретила однажды и полностью с этим согласна. Ведь если в семье не было принято выражать недовольство и отстаивать свои границы, остается один выход- обижаться. Это социально приемлемо. Бонусом выступает возможность получить то, что хочется, а вторая сторона может еще и извиниться. Чем плохо? Опять же тем, что вторая сторона может не знать, что ей надо извиниться, а сценарий жертвы продолжит существовать.
Хочу предложить вам алгоритм работы с обидой, который увидела у Марины Ивашкиной на декаднике по работе с психосоматикой в прошлом году с моими дополнениями.
Итак, сам алгоритм «ВСПОМНИТЬ ВСЕ».
(техника предполагает работу с бронхиальной астмой, но таким же образом можно работать с любым другим симптомом). Понадобится листочек бумажки и ручка. Алгоритм содержит в себе три этапа.
1. С кем из родных, близких или знакомых людей у вас ассоциируется образ бронхиальной астмы (мастопатии, онкологической опухоли и т. д.) ?
2. Что вы чувствуете к этому человеку? /Зачастую, это ощущение обиды/.
3. Выпишите минимум 5 пунктов или ситуаций, по поводу которых вы обижаетесь.
4.Оцените свою обиду от 0 до 100, где 0- совсем не обижаюсь, а 100- обижаюсь очень сильно.
Мы будем работать с обидами, процент которых выше, чем 40.
2 этап.
1. Что противоположно обиде?
/К примеру, легкость/
2. Когда эта легкость может ощущаться?
/К примеру, когда иду по берегу моря/
3. Попадите туда и соединитесь с этим образом.
4. Как сейчас видятся ситуации? На сколько процентов можно отпустить обиды сейчас? Внесите эти изменения в таблицу.
3 этап.
(Если обида не проходит.)
1.Представить обиду как ранку.
Что хотелось бы с ней сделать?
/ К примеру, смазать мазью/.
2.Что это за мазь? Как она выглядит? Представьте, что делаете это.
3. Как сейчас видится ситуация? На сколько процентов можно отпустить обиды сейчас? Внесите эти изменения в таблицу.
Данную технику стоит делать, повторяя, до снижения уровня обиды до 40 процентов.
Удачи.
Обида это грех. Обидчивость –, как зараза
Обида – грех, потому что цепляет к себе, связывая в тяжелый узел, сразу несколько греховных состояний: осуждение, злопамятство и мстительность. И если месть в действии человеку внимательному еще удается проконтролировать, то с осуждением сложнее. Ведь сама обида основывается на сознавании некой правды в своей обидчивости. На нашем понятии справедливости.
Но наша правда – человеческая, порой, слишком человеческая. А есть правда Божия. И в глазах Божиих все может быть не так, как нам представляется. Ведь Богу открыты все тайные мотивы, причины дел рук человеческих, а нам не открыты. Мы видим часть, а Он – все сразу. Доверимся Богу. Раз Он попустил в отношении нас «несправедливость», лучше займемся поиском смысла или тихо потерпим. Когда удается вот так выстроить иерархию мнений: сначала Божьего, потом своего, обиды становятся тише.
Есть старый, но утешительный святоотеческий рецепт: когда мы страдаем от обид, причем именно несправедливых, если примем это с миром, потерпим, нам и наши грехи, о которых мы и забыли, оставятся.
Многие святые отцы считали перенесение обид тестом на истинное христианство. Терпишь обиды с мирной душой – что ж, не зря постишься-молишься, творишь добрые дела. Значит, ты делаешь это ради Христа, а не по тщеславию.
Святой Силуан Афонский вообще говорил, что мы – только тогда христиане, когда выполняем заповедь о любви к врагам. А эта евангельская максима начинается с терпения обид. Не случайно Христос в Евангелии ставит заповеди о любви к врагам и о молитве за обижающих в один ряд, через запятые: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5: 44).
Если нам к этому не стремиться, объяснять все собственной ранимостью, у нас в душе образуется навык, греховная привычка самооправдания. Обидчивость как зараза укоренится в жизни, цепляясь ко всем ее обстоятельствам.
Обидчивость и для самого человека, и для окружающих его людей может стать мукой. Если в семье, например, муж или жена страдают обидчивостью, это отражается на всех членах семьи. В этом случае обидчивость становится еще и средством манипуляции, психологического шантажа, вызывая у близких чувство вины и толкая часто на неправильные действия.