В чем разница души и духа. Православное понимание души
- В чем разница души и духа. Православное понимание души
- Разделение души и духа. Блж. Феофилакт Болгарский
- Дух и душа разница в исламе. Душа, Дух, нафс — энергетическая конструкция человека
- Что такое дух простыми словами. Семантические свойства
- Дух и душа в философии. Дух, душа и тело.
- Что такое дух, душа и тело. Предисловие
- Триединство дух, душа, тело. ТРИЕДИНСТВО ДУХА, ДУШИ И ТЕЛА (Матрица Вселенной)
- Что такое дух в библии. II. СВЯТОЙ ДУХ
В чем разница души и духа. Православное понимание души
Часто понятия духа и души путают, ведь эти составляющие пересекаются и даже взаимно дополняют друг друга. Поэтому возникают разногласия и сомнения в понимании значений данных слов.
В православии душа описывается как нематериальная субстанция, которая находится в теле в области солнечного сплетения. Благодаря ей тело обретает жизнь и возможность познания окружающего мира. Согласно религии, без души не может быть жизни.
Дух представляет собой те эмоции, чувства, стремления и движения, которые направляют человека на его жизненном пути и приближают к Богу.
Душа — более обширное понятие. Человеческое сознание — это ее проявление. Она также может олицетворять духовность. Дух — горизонтальный вектор развития, а душа — вертикальный. Мысли, желания и чувства — основополагающие составляющие человеческого духа. Он помогает найти ориентиры в окружающем мире, ставить цели и добиваться их, правильно расставлять приоритеты.
Откуда она взялась
Согласно теологическим понятиям, Бог при зачатии вдыхает душу в тело. По поводу того, бессмертна ли душа, мнения расходятся. Некоторые считают, что она умирает вместе с телом, а не покидает его. Другие утверждают, что она кочует из тела в тело на протяжении многих жизней.
Научные подтверждения отсутствуют у обеих гипотез. Длительное время существовало предположение, что душа является невесомой субстанцией. Но в 1906 г. профессор Д. Макдугалл доказал, что она имеет вес — 21 г. В момент смерти человека он производил взвешивание и опытным путем установил взаимосвязь между этими явлениями.
Составляющие аспекты
Существует 3 аспекта проявления духовности:
- совесть;
- жажда Бога;
- страх Божий.
Последний является основополагающим. Он порождает преклонение и благоговение перед Иисусом, дает возможность осознать, что Бог является не только создателем, но и судьей. Все смертные и другие грехи требуют наказания. Кроме того, эта боязнь останавливает людей перед соблазном совершить злодеяние.
Жажда Бога проявляется в постоянных поисках того, что сможет утолить и удовлетворить данное чувство. Но ничто мирское не способно этого сделать, потому что человек является порождением Всевышнего и всегда стремится к нему приблизиться.
Совесть призвана контролировать внутренние побуждения и служить ориентиром на пути к праведным поступкам.
Все эти направляющие связывают человека с Богом, делают его орудием в руках Господа.
Разделение души и духа. Блж. Феофилакт Болгарский
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого
Как тогда, говорит, не война, не меч погубил тех, но слово Божие: ибо они падали сами собой, так же будет и с нами. Ибо то же самое слово как их наказало, так и нас накажет: оно всегда живет и не погибло. И в другом еще смысле сказал: живо , чтобы ты, услышав слово, не почел его изречением пустым, он говорит: живо , то есть существенно и действенно, и на какую бы душу ни пало, - причиняет удары. Заметь его приспособление, как он вспомнил о мече и ударе, обычных и известных нам, - и это для того, чтобы из этого показать нам превосходство силы слова Божия.
Оно проникает до разделения души и духа
Говорит нечто страшное, или что слово Божие дух отделяет от души и оставляет ее лишенной происходящей от него святости, что Господь и назвал в Евангелии рассечением ( Мф. 24:51 ) . Ибо, как царь с начальника, совершившего преступление, прежде снимает пояс и достоинство, и тогда уже наказывает, так и в этом случае человек лишается духовного достоинства, потом наказывается. Или что оно проникает и самые бестелесные существа. Некоторые поняли это слово, по моему мнению, несообразно с намерением самого апостола: что слово Божие, вошедши в душу, разделяет и расчленяет ее на части, делая ее способной к восприятию и содержанию тайны. Ибо, как стрела, рассекая тело, проникает таким образом в него, так и слово, если бы не разделило соединенные части души, то не могло бы войти в нее.
Составов и мозгов
Чтобы, слыша о частях души, они не сделались беспечными в предположении, что это неизвестное наказание, предлагает и о телесных членах. Ибо более очевидное и открытое действует сильнее.
И судит помышления и намерения сердечные
Здесь показывает божество Слова. Ибо Богу свойственно судить, то есть испытывать и ведать помышления. Ибо , говорит, Ты испытуешь сердца и утробы, Боже ( Пс. 7:10 ) .
Дух и душа разница в исламе. Душа, Дух, нафс — энергетическая конструкция человека
Текст передачи «Ислам — религия Любви. Рай и ад. Выпуск 1». Часть 3.
00:43:41 - 00:54:11
Базисные понятия об энергетической конструкции человека. О двойственной природе человека: о духовной и животной составляющей. Как попасть в рай. Об участи тех, кто не смог достичь рая при жизни. Понятие второй смерти.
Предыдущая статья: Ад и Рай в Исламе .
Зарождение жизни вечной
Подробно и предельно просто, и понятно о Душе, Духе и об энергетической конструкции человека можно узнать из книги « АллатРа ».
Здесь же мы вкратце передадим базис, основываясь на котором сможем двигаться дальше.
Итак, самое главное в энергетической конструкции человека — это Душа .
Именно на ней всё выстраивается. Душа внедряется в формирующуюся энергетическую конструкцию человека на 8-й день после рождения тела.
И именно Душа формирует то, что называется Личностью человека, то есть именно то, чем и является человек.
Ведь человек — не есть тело. Тело — это всего лишь футляр, одежда, кокон, в котором созревает духовный плод. После созревания плода звонкая глина (как о теле человека говорится в Коране) возвращается в землю. «Из праха созданное — в прах и вернётся, а вот Дух возвращается к Духу».
Если выразить в аллегорической форме: бабочка созревает в коконе и взлетает в небеса, а кокон остаётся на земле.
Процесс зарождения жизни тела так же, как и процесс зарождения Жизни Вечной, очень похожи. Так же, как и сперматозоид, наш Дух должен достичь яйцеклетки, то есть Души, и тогда зарождается вечная Жизнь.
Но на пути Духа стоит сознание (нафс ), то есть шайтан, который не обойти, не перепрыгнуть.
Но, отказываясь от его соблазнов, через него возможно пройти.
Возвращаясь к процессу формирования энергетической конструкции. Наряду с процессом зарождения Духа, то есть Личности, в энергетической конструкции формируется и сознание.
Проще говоря, Душа, Дух — эт о духовное начало человека, это частицы от Духовного мира в нём. А сознание, нафс — это животное начало , это частица от cистемы животного разума, то есть Иблиса.
Так вот, если человек превалирующую большую часть своей жизни отдавал своё внимание своей духовной составляющей, взращивая в себе чувство Любви и благодарности к Всевышнему Аллаху, то он становится обитателем рая. Проще говоря, если жил Духом, то он становится частью Духовного мира .
Что происходит с человеком после смерти тела,
если он не достиг рая
Если же человек больше уделял внимание животной составляющей, то есть своему нафсу, его прихотям и желаниям, то есть животным инстинктам, то происходит следующее: Личность, не достигнув слияния с Душой, становится субличностью, то есть попадает в ад .
Происходит это так. Вместе с сознанием, она, Личность, словно мыльный пузырь, обволакивает Душу, и словно паразит, присосавшийся к Душе, эта субличность идёт на реинкарнацию.
То есть, Душа внедряется в новое тело уже совершенно другого человека .
Мы подчёркиваем, совершенно другого, он не имеет никакого отношения к субличности. Это может быть тело другой национальности, религиозной принадлежности и даже пола.
Подчёркиваем этот момент, что шанс даётся всего лишь один. И этот шанс есть, пока человек жив в теле. После того, как Личность стала субличностью, шансов на спасение уже нет. И потому так важно, чтобы человек за эту жизнь сделал всё возможное, чтобы освободиться и достичь рая.
Может возникнуть вопрос: «А как же чувствует боль субличность, если у неё нет больше тела и это, по сути, энергоинформационный сгусток?»
Это можно объяснить на примере фантомных болей, когда нет конечностей (к примеру, руки или ноги), а боль всё равно чувствуется.
Ещё те, у кого был инсульт, также могут это объяснить, когда человек не может двигаться, однако чувствует всё: боль, страдания, эмоции, депрессии и так далее. Что больше в себе взращивал, то за порогом и приумножится.
И ещё один момент. Ведь субличность, по сути, сжата с двух сторон мощными источниками энергии, что, собственно говоря, и описано в Коране как «жгучий мучительный огонь, который подступает к человеку со всех сторон».
То есть субличность становится, образно говоря, как плёнка, которая окружает Душу. По сути, она зажата между Душой с одной стороны и праной, то есть жизненной энергией нового тела, с другой стороны.
Это и есть то невыразимо ужасное состояние страданий от мучительного огня, так красочно описываемое в Коране.
Происходит это приблизительно вот таким образом, как это показано на экране. Именно поэтому в Коране более 14 веков назад было дано столь подробное описание этого процесса.
В 4 суре 56 аяте сказано: «Воистину, тех, которые не уверовали в Наши знамения, Мы сожжём в Огне. Всякий раз, когда их кожа приготовится, Мы заменим её другой кожей, чтобы они вкусили мучения. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый».
Что такое дух простыми словами. Семантические свойства
Значение
- ,, психическиечеловека Противопоставление духа материи породило в невежественном сознании изуверское понимание материи, как чего-то низшего, тогда как, на самом деле, материя и дух едины. Е. И. Рерих, Письма в Европу, 1931–1935 гг. ◆ В заключение зададим вопрос: неужели же доблесть, мужество, талант, остроумие, воображение — все эти замечательные свойства человеческого духа обусловлены только кислородом? Т. Молдавер, «Кислород» // «Химия и жизнь», 1969 г. ◆ Куплю себе кеды, спортивный костюм и буду развивать плоть. В здоровом теле — здоровый дух ! А дух мне нужен здоровый. Как никогда. Дмитрий Каралис, «Автопортрет», 1999 г.
- в материалистической философии и психологии :,как особое свойство высокоорганизованной материи ◆ Это так называемая «пирамидная мистика», во что я до поры до времени не верил, так как был ортодоксальным материалистом: материя — первична, дух — вторичен. Геннадий Николаев, «Вещие сны тихого психа» // «Звезда», 2002 г.
- в идеалистической философии и религии : бессмертное нематериальное, лежащее в основе всех вещей и явлений, являющееся первичным по отношению к материи ◆ «Это не есть просто отношение духа к абсолютному духу ; здесь абсолютный дух сам относит себя к тому, что мы в отличие от него поставили с другой стороны; таким образом, точнее говоря, религия есть идея духа, который относится, сам, к себе, самосознание абсолютного духа ». Н. О. Лосский, «Обоснование интуитивизма», 1906–1908 гг. ◆ «Идеальное, т. е. гегелевский абсолютный дух , есть с точки зрения материалиста Маркса не что иное, как переведённое и переработанное в человеческой голове материальное „начало“». Л. И. Аксельрод (Ортодокс), «Карл Маркс и немецкая классическая философия», 1908 г.
- внутреннее,человека, коллектива;
- :,, ◆ Сказав сие и раскланявшись со мною, пошёл он своим путём далее, а я, оставшись, в несколько минут не мог собраться с духом от удивительного сплетения всех сих обстоятельств, поразившего меня нечаянностию своею до чрезвычайности. А. Т. Болотов , Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков, 1800 г. ◆ Но как у вас хватает духа говорить всё это про честного, порядочного человека, который не сделал вам никакого зла? ❬…❭ Виноват же Иванов только в том, что у него слабый, великодушный характер, что у него не хватает духа прогнать от себя Боркина… А. П. Чехов , «Иванов», 1887 г.
- основное, характерные,,, смысловаячего-либо ◆ В тех же случаях, где законы римские казались несовместными с духом народа или с обстоятельствами времени, там они заменялись домашними примерами, обычаями и преданиями. М. М. Сперанский, Обозрение исторических сведений о Своде законов, 1833 г. ◆ Однако, по точному смыслу и духу закона и в таких случаях земля должна отводиться непременно в личную, а не общую или общинную собственность .. П. Н. Врангель , Записки, 1916–1921 гг.
- чего или с определением ; то, что, определяет поведение, образ мыслей и т. п.
Дух и душа в философии. Дух, душа и тело.
С философской точки зрения целесообразно выделить в составе человеческого бытия три части. Эти части таковы: дух, душа и тело.
Понятuе духа первоначально имело исключительно религиозный смысл. Так, в христианстве дух Святой есть одно из лиц божественной Троицы. Выражение же «духовная жизнь» означало и нередко означает сегодня жизнь религиозную. Это та часть жизни человека, которую он непосредственно посвящает Богу. Со временем понятие духа приобрело более широкий смысл, далеко выходящий за пределы религиозного. Однако известная связь между религиозным и философским понятием духа сохранилась. Дух - это сфера ценностей неутилитарного характера. Это также сфера идеалов. В духе человек поднимается до определения и уяснения высших ценностей. Он мысленно освобождается от непосредственных потребностей и рутины повседневности. В то же время человек может быть охвачен не только духом добра, но и духом злобы. Но и в том и другом случае дух остаётся тем, что выше человека, управляет им. Если духовная жизнь складывается благополучно, то человек устремляет свою душу ввысь в поисках возвышения смыслов и идеалов, способных облагородить его жизнь и его самого. В духовном процессе, при условии внимания к нему со стороны самого человека, формируются принципы, которые он считает незыблемыми и во имя которых он порой готов пожертвовать своей жизнью. Понятие духа фиксирует ориентацию человека на отыскание устойчивых оснований своего бытия. Дух прео5ражает животную природу человека, которая от этого не теряет своей биологической природы, но окрашивается по человечески. Воздействие духа превращает жизнь из животного процесса в человеческий, а простое воспроизводство и смену поколений - в развитие истории и культуры.
Что такое дух, душа и тело. Предисловие
Несколько десятилетий нашего века Русская Церковь жила под прессом жесточайших гонений. Одним из многих аспектов этих гонений был террор морально-интеллектуальный. Монополизировав все ветви культуры, атеистическая власть провозгласила именем науки, что Бога нет. Скольких маловерных эти навязчивые декларации сделали еще более маловерными! Но и твердые в вере, но малознающие (а большие знания всегда были и всегда будут уделом меньшинства) не знали, что возразить, когда окончательный приговор религии им приносили из безбожного мира их собственные дети или внуки. Здесь, несомненно, одна из главных причин пресечения преемственности веры в большинстве русских семей.
Особое внимание гонители уделяли тому, чтобы заставить Церковь безмолвствовать перед лицом самых яростных и бесстыдных на нее нападений. Знаменитая сталинская Конституция под «свободой совести» понимала «свободу отправления религиозного культа и антирелигиозной пропаганды», очевидным образом (о чем многократно заявляли различные «официальные лица») отказывая Церкви в праве «религиозной пропаганды». Условием «тихого и безмятежного жития» для священника и для всякого христианина был отказ от проповеди. Во многих церквах проповедь вообще перестала звучать, в других – ограничивалась «евангельскими темами», часто в акцентированно археологическом освещении. Апологетика (защита веры от безбожия) оказалась под полным запретом, и даже в духовных семинариях и академиях, когда они возродились после четвертьвекового перерыва, курс с таким названием отсутствовал.
Книга, которая перед вами, есть труд по апологетике. Ее автор Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) , был замечательным врачом, и мог бы до конца жизни с совершенно чистой совестью нести это служение страждущему человечеству. Но он почувствовал призвание к еще более высокому служению, и в самые страшные для Церкви годы он принимает священство, а вскоре и епископский сан. После недолгого пребывания на менявшихся по чужой воле кафедрах – долгие годы заточения. Потом наступили годы хрупкого и двусмысленного «сталинского конкордата», когда под влиянием военных событий произошло, в довольно узких рамках, возрождение церковной жизни. У подавляющего большинства священников, вернувшихся из тюрем и лагерей, было одно чувство: «ну вот, теперь мы можем служить», владыка Лука хотел не только служить, но и бороться за души тех, кто был далек от Церкви. Так возникла эта книга, одно из замечательных произведений церковного «самиздата», который кстати, сказать, существовал и в самые опасные годы, когда в помине не было интеллигентского литературного самиздата, не говоря уж о политическом.
В своей книге архиепископ Лука рассматривает теорию высшей нервной деятельности академика И. Павлова, которую в СССР объявили высшим достижением материализма, и показывает, что единственное философское учение, которое позволяет включить в себя павловскую теорию, это самое антиматериалистическое из всего, что дала философия в нашем веке, учение А. Бергсона. Когда с такого рода апологетической теорией выступает лауреат Сталинской премии по медицине, она гораздо более весома, чем если бы ее стал развивать хотя бы и большой богослов, но менее искушенный в естественных науках.
При оценке книги приснопамятного Владыки Луки мы должны всегда помнить о целях, которые ставил себе автор. Книга эта не есть трактат по догматическому богословию или антропологии. Скажем, различение духа и души здесь вовсе не есть метафизическое утверждение. И сами эти понятия в изложении высокопреосвященного автора в большой степени динамичны: признавая влияние телесной стороны человека на духовную, автор видит и обратное влияние духа на тело, и «духом» называет сферу, где преобладает и владычествует духовная сторона, а «душою» – ту сферу, где духовное сопряжено с телесным теснейшим образом и зависит от него.
Замечательная книга человека, который всю жизнь служил Богу и защищал веру и Церковь делом, словом и писанием, будет и впредь помогать многим и многим в обретении веры, радости о Господе и в преодолении «антирелигиозных предрассудков».
Триединство дух, душа, тело. ТРИЕДИНСТВО ДУХА, ДУШИ И ТЕЛА (Матрица Вселенной)
Здравствуйте, дорогие мои любимые дети!
Итак, продолжим наш разговор о том, что представляет собой тело человека – эта неотъемлемая часть Божественного триединства.
Если совсем коротко, то ваше тело представляет собой матрицу Вселенной .
И сейчас я остановлюсь на этом подробнее.
Дело в том, что Вселенная – это живой единый организм, в котором нет ничего лишнего и случайного.
Каждая его часть дополняет другую, и все они связаны между собой единой энергетической «кровеносной системой».
Точно так же, как все органы вашего тела являются продолжением друг друга и одновременно представляют собой единую целостную систему жизнеобеспечения вашей физической оболочки.
Сбой одного из органов вашего тела тянет за собой цепочку болезней других органов.
То же самое происходит и во Вселенной. Гибель или «болезнь» одной из планет, являющейся ее частичкой — ее «органом», меняет всю ее энергетическую структуру, которая поддерживает ее внутренний баланс.
Именно это и происходит сейчас с Землей. Она тяжело больна. «Раковая опухоль» пустила «метастазы» по всей Земле, и в случае ее гибели пострадают другие «органы» и целые системы Вселенной.
И не случайно именно рак стал самым распространенным заболеванием на Земле, поскольку как раз он и является ярчайшим примером того, как съедают изнутри человека его страсти и негативные эмоции.
Как вы уже знаете, невозможно исцелить свое тело, не убрав причину поразившей его болезни.
Но для этого человек должен изменить свое сознание – научиться мыслить другими категориями, видеть глубинные — духовные – причины своих проблем и болезней, а не то, что лежит на поверхности. Иначе любое лечение даст лишь временные результаты.
И теперь, родные мои, спасение вас и вашей Земли зависит только от вас самих – от вашего искреннего намерения изменить свое дуальное мышление, порождающее массу негативных эмоций, на однополярное – Божественное, в основе которого лежит Безусловная Всеобъемлющая Любовь.
И сделать это вполне возможно.
Для этого вам нужно научиться жить в Духе, в тесной связи со своей Душой, что неизменно начнет менять ваше сознание и ваше тело, наполняя их энергиями высоких вибраций, тем самым восстанавливая утерянный внутренний баланс и гармонию.
Этим вы спасете не только себя, избавившись от боли и страданий, но и вашу Землю и Вселенную в целом, ведь планета Земля является жемчужиной Вселенной, ее сердцем. И сейчас это сердце почти вышло из строя.
Все Светлые Силы, ваша Галактическая семья, представители параллельных миров и цивилизаций делают все возможное, чтобы спасти свою любимую планету и ее обитателей.
И все же они могут лишь убрать или смягчить последствия ваших болезней, копившихся веками, но ваше окончательное исцеление, родные мои, в ваших собственных руках.
Теперь шаг за шагом мы с вами будем исцеляться – духовно и физически, возвращая себе свое первоначальное Божественное тело.
На этом мы остановимся сегодня.
Любящий вас безмерно Отец-Абсолют говорил с вами
Метки:
Вера :
Благодарю Отец Абсолют Любимый! Моя Материнская Душа мне поведала во время медитации «Слияния Божественно Я», в Материнской Душе я увидела Вселенную в сердце Земля.
Сознание мое посылает Свет Любви всему Мирозданию.Верю Люблю Надеюсь
Ответить
Алена :
ОГРОМНОЕ СПАСИБО,ОТЕЦ АБСОЛЮТ ЗА ВСЕ!!!!! Я старюсь отчиститься сама и помогаю людям, чем могу, НА ВЫСШЕЕ БЛАГО ВСЕХ. ОГРОМНОЕ СПАСИБО,ВСЕМ ВЫСШИМ СИЛАМ, МАРТЕ,ЭДУАРДУ!!! ВСЕХ ОБНИМАЮ!!! ВСЕМ СВЕТА И ЛЮБВИ!!!
Ответить
ниале :
» ВНУТРЕННЕЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВНЕШНЕЕ». » ИЗМЕНИ СЕБЯ- ИЗМЕНИТСЯ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.» Как замечательно работают Законы Мироздания!!! Благодарю Отец за Знания, которые Сглаживают, Выравнивают, Наполняют СВЕТОМ и ЛЮБОВЬЮ «Нить» моей Жизни! Она гармонично вплетается в «ГОБЕЛЕН» Вездесущей Жизни! И всего лишь, НЕОБХОДИМО ЖИТЬ в ДУХЕ и ЛЮБВИ!!! Чего Я всем ЖЕЛАЮ!!!
Что такое дух в библии. II. СВЯТОЙ ДУХ
А. ТВОРЯЩИЙ БОЖИЙ ДУХ
Творящий Божий Дух созидает и поддерживает все сущее. До того как из первонач. хаоса была создана вселенная, «Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1:2 ). В нем было творч. начало, вызвавшее к жизни все сущее. Божий Д. – это дыхание Бога, творящее жизнь ( Иов. 27:3 ; Иов. 33:4 ; Пс 103 и след.). Этот «дух жизни» оживил «рассеянные кости Израиля» ( Иез. 37:1–14 ) и двух свидетелей Божьих ( Откр. 11:11 ). Он подобен «слову» ( логос ), бывшему в начале у Бога, через которое все было сотворено ( Ин 1 и след.). Это творящее Слово – Сам Христос ( 1Кор. 15:45 ; ⇒ Иисус Христос ). Тождество Христа и Св. Д. выражено Павлом в словах: «Господь есть Дух» ( 2Кор. 3:17 ). ⇒ Бог (IV,В).
Б. БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА, ВОЗДЕЙСТВУЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ
Св. Д. – это Божья сила, определяющая и направляющая ход человеч. жизни. Это признается еще ВЗ. Божий Д. дает человеку разумение ( Иов. 32:8 ). «И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их» ( Неем. 9:20 ). «И дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь!» ( Агг. 2:5 ). Человеку следует довериться этому Д. ( Пс. 142:10 ). Он вершает великие деяния, рядом с которыми человеч. усилия кажутся ничтожными ( Зах. 4:6 ). Он наделяет чрезвычайными дарованиями и способностями людей, призванных к особому служению, напр. художников ( Исх 31 и след.), судей ( Суд. 3:10 ; Суд. 6 и др.), пророков ( Ис. 59:21 ), помазанных царей Израиля ( 1Цар. 10:6.10 ; 1Цар 16 и след.). Часто Д. Божий нисходил на отдельных людей или на целые группы, наделяя их даром пророчества ( 1Цар. 19:20.23 ); 70 старейшин получили часть Д., почившего на Моисее ( Числ. 11:17 ). На Елисее «опочил» Д. Илии ( 4Цар. 2:15 ). Прежде всего Д. Божий почиет на Мессии ( Ис 11 и след.; Ис. 42:1 ). На Иисуса Д. Божий снизошел после Его крещения в Иордане ( Мф. 3:16 ). Силой этого Д. Он исцелял и благотворил ( Деян. 10:38 ). Этот Д., воскреснув, Иисус вдохнул в Своих учеников, сказав им: «Примите Духа Святого» ( Ин. 20:22 ). Когда о земной жизни Иисуса говорится: «Еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин. 7 – пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), то имеется в виду предстоящее сошествие Св. Д. в день Пятидесятницы: условием этого сошествия было вознесение Иисуса после Его жертвенной смерти и занятие Им места одесную Бога. Поэтому Иисус мог сказать: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Ин. 16:7 ).