Про жертв и не только.
Есть, достаточно распространённая и даже активно поддерживаемая в кругах псевдо - психологов, "Жостких" тренингуйцев личностного роста, идея - дескать, если ты живешь плохо и не живешь хорошо, значит, тебе просто нравится жить плохо. И это - заблуждение. Которое простительно вполне для тех, кто от профессии психолога далёк и непростительное абсолютно для тех, кто называет себя профи от психологии и идёт кого-то "Личностно Растить".
В чём именно суть данного заблуждения?
В слове "Осознанно".
И в лежащей под этим идее о том, что абсолютно всё, что человек делает, он делает осознанно.
Хотя тот факт, что это далеко не так, что, помимо осознанного функционирования, у человека есть ещё и неосознанное (бессознательное) известно ещё с начала прошлого века, периода работ фройда.
В случае если пытаться рассказать про осознанное и неосознанное на простой метафоре.
Представьте, что в вашем доступе есть всего лишь одно зеркало. Очень маленькое. И висящее таким неудобным образом, что увидеть в нём вы можете только свой правый глаз, бровь и часть лба. Всё. Больше ничего в этом стекле не разглядишь, как ни крутись. И если у вас на левом глазу будет размазана тушь, или волосы на голове голове стоят дыбом или там уши грязные или нос чернилами перемазан - вы об этом с помощью данного зеркала никогда не узнаете.
Теперь представьте, что в доступе у вас зеркало побольше - такое, в котором можно свободно видеть голову, шею. И всё, дальше уже не видно. С помощью такого зеркала вы никогда не узнаете о том, что вы, к примеру, сутулитесь или ходите на "Деревянных" ногах, почти не сгибая коленей. Или что у вас штаны порвались сзади по шву.
Для того, чтобы всё это увидеть - узнать о себе, нужно зеркало в полный рост.
Так вот, то, что мы способны в себе видеть и то, что мы о себе знаем - это осознанное.
Всё то, что "не Помещается в Зеркало" = не находит отражения в сознании - это, соответственно, неосознанное.
Американский психиатр и психотерапевт Мюррей боуэн в середине 20 века ввел такое понятие как уровень дифференциации я. под дифференциацией в данном случае подразумевалась способность различать.
- Субъективное (я, моё) и объективное (не-я, чужое).
- Чувства и мысли.
- Идеи и факты.
- Намерения и действия.
- Личность и поступок.
- И т. д.
Он же экспериментальным путём выяснил ещё две важные для данного разговора вещи:
1. уровни дифференциации я бывают разными.
2. люди создают дружеские, любовные и семейные отношения с равными себе по уровню дифференциации.
И какой-нибудь Вася, способный словами через рот произнести фразу типа "Маша, я не Люблю Макароны, Пожалуйста, не Надо их для Меня Готовить" никогда не позовёт замуж Дашу, выражающую своё недовольство на уровне "все мужики козлы и ты, Вася такой же козёл! ", Предоставляя Васе самому догадываться, что он в этот раз сделал не так.
Более того, Вася с Дашей друг друга скорее всего даже не идентифицируют как годных для каких-либо взаимоотношений, слишком уж они "два Мира, два Шапиро".
Даше годным будет казаться какой-нибудь Гриша, у которого "все Бабы - Дуры, Вечно всё Делается не так, им Всегда Суют Какая Нибудь Дрянь" - и так далее в обобщениях космического масштаба, а Васю она просто мимо глаз пропустит как существо скучное, мелко - занудливое и не интересное.
А Вася, соответственно, будет пятой дорогой обходить Дашу как существо травмоопасное, сотрясающее воздух оскорбительной невнятицей вместо того, чтобы нормально сообщить о том, что именно ей сейчас не так и чего она хочет вместо этого. И для отношений выберет машу, в глазах которой Вася это Вася, макароны это макароны, вкусовые предпочтения - дело индивидуальное и отказ Васи кушать спагетти не помещает его в машиной картине мира в разряд козлов вообще и козлов, машиного кулинарного труда не ценящих, в частности.
И когда у этих двух пар родятся дети, то Вася с Машей будут "Большими Зеркалами", в которых есть ребёнок, есть ребёнкин нос, есть пятно на этом носу и - пойди, дорогое чадо, умойся, пожалуйста, в нашей культуре боевая раскраска не принята.
А для Гриши с Дашей пятно на носу киндера быстро и просто масштабируется до размеров вообще, всё, всегда, сделав в их глазах киндера засранцем вообще, который всё пачкает, всегда ходит в пятнах и так далее. В их "Зеркала" помещается только нос с пятном, все прочие составляющие ребёнка они в этот момент охватить вниманием не способны; потому это самое пятно, естественно, трактуется ими как "всё пропало! " И киндер никудышный.
А поскольку, выражаясь умными словами, "Система Первична по Отношению к Входящему в неё Элементу", то "входящий элемент" в виде ребёнка постепенно усваивает тот способ думать, воспринимать и относиться, который принят в системе. И либо - как это принято в системе - оказывается способен понимать, что он и пятно - это разные вещи, если испачкался - можно умыться, если ошибся - можно исправить, если не умеешь - можно научиться, ect.
Либо - как это принято в системе - привыкает думать, что пятно = засранец, ошибка = дурак, неумение что-то сделать = полная бестолочь, etc.
И исправить эти ошибки восприятия им очень сложно. Потому что для этого надо попасть в другой "Культурный Слой", в ту среду, где способно к пониманию разницы и чёткому самовыражению абсолютное большинство индивидуумов. Но как этот слой восприятием как свои, понятные, говорящие на одном со мною языке не идентифицируется.
Или даже вообще не идентифицируется как существующий в природе.
И какое отношение всё это к жертвам имеет?
Прямое.
Люди, выросшие в условиях ненадлежащего обращения, в глубине души обычно уверены, что по-другому не бывает.
Что нет выбора между пьющим и не пьющим, бьющим и не бьющим, изменяющим и верным. Есть выбор только между пьющим каждый день и напивающимся по субботам, избивающим регулярно и рукоприкладствующим время от времени, гуляющим налево в открытую или скрывающим свои похождения. То есть, выбирать в их картине мира можно только между плохим и очень плохим, хорошего не существует. А коли так. То стоит ли рыпаться и шило на мыло менять?
То есть, у любой жертвы в доступе имеется лишь маленький осколок зеркала. В котором отражается "Опыт Предков" и опыт ближайшего окружения родительской семьи, которое от "предков" мало чем отличается по уму и поведению. Больше ничего в этот осколок не влезает.
Нет, такой человек вполне может слышать и/или читать про то, что бывает иначе. Где-то. У кого-то. Говорят, что бывает. Но мало ли кто что говорит. В его - то собственном опыте этого иначе не существует. Он его не видел, не слышал, на вкус не пробовал, не жил в нём. И для него это точно такая же абстракция как для неумеющего плавать чьи-то олимпийские рекорды по плаванию - в его личном неумении держаться на воде они ничего не изменят. Изменит только собственное обучение плаванию - то есть, свой личный опыт. Опыт того, что вода держит, что в ней можно двигаться разными способами и разными темпами; опыт, который прописывается в голове и в теле путём многократных тренировок и повторений. Под руководством и с подстраховкой. А не методом выбрасывания из лодки на глубине.
Понимаете?
Любая жертва - она не потому жертва, что ей быть жертвой кайфово. У неё просто нет опыта того, как быть не жертвой, а кем-то другим.
И не вводитесь в заблуждение о кайфовости бытия жертвой словосочетанием "Вторичная Выгода". Эта выгода потому вторичной и названа, что возможность получать радость от жизни, труда или отношений напрямую у жертвы заблокирована. А поскольку хоть что-то от мира получать надо каждому из нас - жизнь это ведь в принципе процесс обмена организма со средой - то остается получать хоть как-то. Криво, косо, исподтишка, нытьём, вымогательствами, тихим или громким шантажом. Получаемое таким образом "Хоть Что-то" чаще всего оказывается малосъедобным и не сильно радостным, но хоть что-то.