Игры и выигрыши.
Как известно, для любого человека наиболее невыносимой становится ситуация, в которой его не замечают, игнорируют. Наблюдая за маленьким ребенком, можно увидеть, что, если он не получает необходимое ему внимание от мамы, он начинает баловаться, озорничать, чтобы все-таки привлечь к себе внимание.
Уже с самого детства малыш нуждается в постоянном эмоциональном контакте с другими близкими людьми. Очень сложно выжить одному, для выживания в этом мире обязательно нужны другие люди. Поэтому человек постоянно стремится вступать во взаимодействия с другими людьми, чтобы получать поглаживания.
Поглаживание является специфической формой стимуляции друг друга. Так как поглаживания жизненно необходимы человеку, обмен поглаживаниями является одной из самых важных форм деятельности, в которую вовлечены люди. Поглаживания могут принимать различные формы: от настоящего физического прикосновения до краткого приветствия. Чтобы поглаживание было эффективным, оно должно подходить тому, кто его получает. Например, маленькие дети нуждаются в физических поглаживаниях, для того чтобы выжить. С другой стороны, взрослым людям бывает достаточно редких символических поглаживаний, например похвалы или знака уважения. Тем не менее, хотя человек и может выжить, получая "Минимальную Норму" поглаживаний, дефицит поглаживания вреден как для физического, так и для эмоционального состояния человека, и именно поэтому он является одной из главных движущих сил человеческого поведения.
Стимульный голод поглаживанием или признанием утоляется. Потребность в поглаживании является более важной, чем потребность в признании. Как правило, потребность в поглаживании может быть удовлетворена через признание, следовательно, средний взрослый человек, кроме всего прочего, может удовлетворить свою потребность в поглаживании с помощью ритуальных действий, которые на деле являются обменом поглаживаниями. Вот, к примеру, ритуал, включающий в себя шесть поглаживаний.
- привет.
- привет.
- как дела?
- отлично, а у тебя?
- отлично. Ну что, увидимся позже?
- увидимся.
Игра сложнее, чем ритуал, но и она является обменом поглаживаниями. Надо заметить, что "пошел к черту! "- это Такое же Поглаживание, как и"привет! ", И что, когда люди не получают позитивных знаков внимания друг от друга, они соглашаются на негативные.
Некоторым людям их внутренний родитель запрещает принимать прямые знаки внимания, поэтому им требуются более тонкие, завуалированные формы признания. В качестве примера можно привести женщину, которая отвергает любые комплименты своей внешности и вкусу, интерпретируя их как сексуальные предложения, но принимает похвалы своему портновскому искусству, скрывая при этом свое раздражение. Когда человек не может получить или принять прямое признание в той или иной форме, он стремится получить его через игру, которая является богатым источником поглаживаний.
Игра - это последовательность взаимодействий между людьми, которая имеет начало и конец, содержит скрытый мотив, то есть психологический уровень, который отличается по своему содержанию от социального, и дает выигрыш обоим игрокам.
Причина того, что человек играет в игры, лежит в наличии выигрыша. Люди общаются друг с другом, чтобы получить поглаживания. Но не только. Еще понятие "Структурного Голода" и "позиционного голода есть". Игры утоляют голод всех трех видов, и удовлетворение от игр связано с наличием в них выигрыша.
Структурный голод - это потребность в социальной ситуации, в которой индивид мог бы общаться с другими людьми. Потребность в структурировании времени является производной от стимульного голода, следовательно, более сложной его формой. Игра время множеством способов структурирует. Например, игра "Если бы не ты" (ент) отлично занимает время взаимными обвинениями. Кроме того, она делает возможным времяпрепровождение "Если бы не он (она)", которое разыгрывается с соседями и родственниками, а также "если бы не они", которое пользуется большим успехом в барах и дружеских вечеринках.
Позиционный голод - это потребность отстоять свою основную, занимаемую в продолжение всей жизни экзистенциальную позицию. Экзистенциальную позицию личности можно обозначить фразой, например "я Плохой", "они плохие" или "все люди плохие". Эта потребность удовлетворяется внутренними умозаключениями и настроениями, которые происходят в уме игрока между ним самим и другим лицом, чаще всего одним из родителей. Удовлетворение позиционного голода происходит при поглаживании или признании, которое игрок получает от внутреннего родителя.
Например, после игры в "Насилие" игроки расходятся по домам, и Уайт думает: "прав был папа: все мужчины - животные! "- и Слышит в ответ"ах ты умница! " От своего родителя. Такой внутренний диалог имеет ценность, равную ценности поглаживания, и в то же время усиливает экзистенциальную позицию игрока. Каждая игра имеет свой дополнительный эффект, так как является частью реализации жизненного плана человека или сценария.
Игра человеку поглаживания без угрозы близости дает. Двое или несколько людей могут совместно структурировать свое время лишь с помощью ограниченного числа способов, а именно: деятельности, ритуалов, времяпрепровождении, игр, замкнутости или близости. Близость - это социальная ситуация, свободная от других структурирующих элементов, ситуация, в которой поглаживания даются и принимаются непосредственно. Близость часто пугает людей, так как она нарушает родительский запрет на обмен поглаживаниями. В то же время игра является специально сбалансированной ситуацией, которая позволяет получить поглаживания и при этом избежать критики внутреннего родителя.
Нужно заметить, что поглаживания можно получить и не прибегая к играм, которые в основе своей являются уловками и передаются ребенку от родителей как предпочтительный метод получения стимуляции. Поэтому человек, который отказывается от игр, должен придумать для себя другой способ получать поглаживания и структурировать свое время.
Ниже описаны подробно две игры. Первая из них - мягкий вариант, или первая степень, игры под названием "почему бы вам не. - да, но", а Вторая - Игра Средней Жесткости (Второй Степени), или"насилие". Мягкость или жесткость игры определяется ее интенсивностью и опасностью для здоровья и жизни. Первая степень соответствует самой мягкой версии, а третья - самой жесткой. "Почему бы вам не. - да, но" (ПБВДН) - весьма распространенная игра, в которую играют везде, где люди собираются в группы, и которая обычно разворачивается следующим образом. Белла и Устина - матери, у которых дети ходят в начальную школу.
Устина. Я бы хотела пойти на собрание, но мне не с кем оставить детей. Что мне делать?
Белла. Позвоните Мэри. Она будет рада вам помочь.
Устина. Она очаровательная девушка, но слишком молоденькая.
Белла. Позвоните в агентство. У них работают женщины с опытом.
Устина. Я боюсь, как бы они не оказались слишком строги.
Белла. Почему бы вам не взять детей с собой?
Устина. Я боюсь, мне будет неудобно оттого, что я одна привела с собой детей.
После нескольких таких фраз воцаряется тишина, за которой может последовать высказывание третьего лица, присутствовавшего при разговоре, например:
Грин. Да, трудно с детьми.
ПБВДН, Первая игра, описанная Берном, соответствует всем трем частям определения игры. Она представляет собой серию взаимодействий, имеющую начало (вопрос) и конец (напряженная тишина. Она содержит скрытый мотив, так как на социальном уровне она выглядит как серия вопросов, заданных взрослым, на которые отвечает другой взрослый, а на психологическом уровне автором вопросов оказывается требовательный, сопротивляющийся ребенок, не способный разрешить свою проблему самостоятельно, а ответов - пытающийся ему помочь родитель, по ходу игры все более раздражающийся.
Эта игра содержит следующие вознаграждения: она является богатым источником поглаживаний, помогает структурировать время группе людей и подкрепляет жизненные позиции собравшихся. Пример такой позиции - фраза Грин: "Да, Трудно с Детьми". Для Устины игра доказывает, что "Родители" (советчики) - плохие и хотят ею командовать, а дети плохи, потому что не дают матери жить в свое удовольствие. Для Беллы игра лишний раз демонстрирует, что дети или взрослые, ведущие себя как дети, неблагодарны и не желают сотрудничать.
И у Беллы, и у Устины вознаграждение полностью соответствует их сценариям. Обе женщины выходят из игры разозленными или подавленными, в зависимости от того, каково их любимое чувство.
В ПБВДН может играть кто угодно. Психологическое содержание игры "Насилие" притягивает меньше людей. Это сексуальная игра, поэтому для нее требуются мужчина и женщина, хотя в нее при желании могут играть и лица одного пола. Чаще всего в нее играют следующим образом.
На вечеринке, после продолжительного флирта, Уайт и блэк оказываются наедине в спальне, причем блэк читает вслух "Радость Секса". Возбужденный недвусмысленной ситуацией, блэк пытается поцеловать Уайт. Уайт резко отталкивает его, вскакивает и уходит.
Здесь также имеется серия взаимодействий. В данном случае она начинается сексуальным предложением, а завершается сексуальным отказом. В социальном плане игра выглядит как обычный флирт, в результате которого блэк решается нарушить этикет, за что Уайт его отвергает с полным сознанием собственной правоты. На психологическом уровне взаимодействия (между ребенком и ребенком) Уайт заманивает блэка, после чего отталкивает его.
Вознаграждение обоих игроков - это поглаживания, структурированное время и оправдание их жизненных позиций "Женщины (Мужчины) - Плохие", которое сопровождается чувством гнева или депрессией, в зависимости от того, что записано в сценарии. Кроме того, исполнение жизненного сценария продвигается вперед, так как достаточное количество подобных эпизодов может оправдать собой изнасилование, убийство, самоубийство или депрессию у каждого из игроков.
Вознаграждение в игре иначе называется купоном. Купоны, или неискренние чувства, как, то печаль или вина, собираются и сохраняются лицами, которые играют в игры.
Когда накоплено достаточно купонов, их можно обменять на "Бесплатную" вспышку гнева, запой, попытку самоубийства или любое другое значимое сценарное событие.
Транзакционный рэкет - это причина для коллекционирования купонов. Например, человек с жизненной позицией "я Плохой" поддерживает свою низкую самооценку, собирая серые купоны вины, а человек с позицией "вы плохие" поддерживает свое излюбленное чувство, собирая красные купоны гнева.
Вот так незатейливо разворачиваются игры в самых обычных жизненных ситуациях, которые повторяются снова и снова только потому, что так привычно и удобно жить, подтверждая излюбленные и заученные с детства убеждения, наставления родителей, а также решения, принятые еще в детстве. Silence Psychology психология тишина.