А что, если уже поздно?
Ведь на дворе подленькая эпоха. Кто существующую иерархию об колено сломает? Ведь вместо народа теперь потребители, а вместо нации электорат. Какой Разин, если уже даже в лесу устанавливают камеры? Хоть на русской земле ещё и полно долгоруких, но никого из них не хватит Кондратий. Дармовые социальные ништяки, технический прогресс, сексуальная революция постепенно добивают ценность кровного родства, семьи, дружбы. Победившая масса утвердила за собой единственное право - право на бескультурье
. Ей неинтересно ничего, что выбивается из ряда удовлетворения базовых потребностей. Ведь сейчас всё товар, в том числе и любовь, которую разыгрывают в телестудиях по пятницам. Унылая и скучная видеократия.
Даже лидеры революции теперь не голодные уличные бойцы с багровыми рукавами, а сытые властители социальных сетей и информационных потоков. Подумать только: компьютер и кресло теперь важней и эффективней штыка и винтовки! И от этого не спрятаться, никуда не деться! Недавно посетила мысль, что уровень технического прогресса и потребления в развитых странах достиг такого уровня, что никакое действительно успешное радикальное сопротивление там невозможно. Остаются вызовы одиночек: героические и потрясающие, как феникс, неожиданно вспыхнувший в океане вечной тьмы.
Как же я хочу ошибаться!
Но поглядите вокруг. Отчаяние города Крымска. Люди, потерявшие свои семьи, даже не решись на месть. Не выпустили кишки ни одному чиновнику, не впечатали ни в одно наетое пузо цветок огненной дроби. Не нашлось ни одного героя, которому было бы нечего терять. Вместо зловещей мести лишь горькие, как чертополох, слёзы в интернете. Не мне осуждать крымчан, но это симптом. Симптом того, что мы глубоко больны. Больны нерешительностью, страхом, оседлостью. Обобщая, я говорю не о каждом из вас, а о той грандиозной надличностной общности, именуемой народом. Из нашей крови выветрился номадизм. В глазах больше не щерятся скифы. Не смотря на то, что мы подвижны как никогда в истории, мы намного больше прикованы к земле, чем все наши предки. Мы заземлились и умерли. Да и я говорю вам это не с броневика, не с форума, где вывешены проскрипции, а так, как вор, невидимо и в тепле, откуда-то за тысячи километров.
А ведь ещё совсем недавно, на заре двадцатого века Иванов - Разумник писал: "да, на Руси крутит огненный вихрь. В вихре сор, в вихре пыль, в вихре смрад. Вихрь весенние семена несет. Вихрь летит на Запад. Старый Запад закрутит, завьет наш скифский вихрь. Весь мир перевернется".
Не перевернулся.
И мы по-прежнему надеемся всплыть с его дна. Как это сделать? Ответ скушен и универсален: трудиться, развиваться, действовать. А конкретных решений ещё больше. Нет нужды эсхатологического часа "Х ждать". Он вряд ли наступит. Вера в "час Х" не менее иррациональна, чем ветхозаветные сказки про Авраама. Нас ждёт долгий изнуряющий труд. Такой путь проигрывает в зрелищности мистическому ожиданию явления Махди, мошиаха или рагнарёка, но он эффективен. Хотя, быть может, всё сложится ровно наоборот. И это будет настоящим взрывом, который окончательно перевернёт ту лохань, почему-то именуемую цивилизацией. Хотя ближайщее, что нас ждет - это революция пальцев, сточенных о клавиатуру. Но не смотря на это печальное известие и мир, в котором с каждым днём становится всё больше серого, я верю в лучшее. Верю в то, что всё изменится. А даже если нет - не стоит опускать руки и склонять голову, когда так верны слова утописта Баталова:
"Человек должен штурмовать небо! Иначе какой же он человек! " (С) Володя Злобин.